05-09-2014
  Поделиться


05-09-2014 17:57
Заинтересованные неправительственные организации создали всеукраинское партнерство для решения проблем безгражданства

По результатам учредительной встречи более 30 представителей неправительственных организаций из разных регионов Украины, которая состоялась 17 августа в городе Одессе, было создано всеукраинское общественное партнерство «Инициатива по преодолению безгражданства в Украине». До проведения учредительной встречи партнерства, общественные активисты смогли повысили уровень своих знаний и практических навыков по проблемах безгражданства, эффективного проведения мониторинговых и адвокационных мероприятий в этой сфере. Соответствующий тренинг для них провели 15-16 августа специалисты Представительства Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине и Одесской областной организации Комитета избирателей Украины.

К сожалению, за 23 года независимости украинская власть так и не смогла решить проблему безгражданства, вызванного распадом Советского Союза. По заключению УВКБ ООН, по состоянию на январь 2014 года, в Украине 33271 человек считаются лицами без гражданства (значительная часть из них связывает свой статус с распадом СССР). По предварительным оценкам Одесской областной организации Комитета избирателей Украины, только на территории Одесской, Винницкой и Черновицкой областей может проживать около 3000 де-факто лиц без гражданства молдавской национальности. В большинстве случаев, эти люди через различные причины (сложность установленной процедуры, правовую неграмотность, утраченные документы, отсутствие необходимых средств прочее) не могут самостоятельно легализовать свой статус в Украине. Для системного решения этой проблемы необходимо вмешательство государства и международных организаций, в том числе путем применения упрощенных юридических и административных процедур в отношении этих лиц.

Целью тренинга "Основы эффективного мониторинга и адвокаси в сфере сокращения безгражданства" было презентовать для потенциальных участников партнерства проблемы безгражданства в Украине, а также обсудить возможные пути их решения через проведение комплекса эффективных мониторинговых, информационных и адвокационных мероприятий. Ожидается, что именно участники этого тренинга будут задействованы в большинстве мероприятий инициативы Одесской областной организации Комитета избирателей по сокращению безгражданства, которая финансируется Европейским Союзом.

Вопросы определения, статуса и стандартов обращения с лицами без гражданства, а также мандат и стратегию Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев представил Дмитрий Плечко, советник по правовым вопросам Регионального представительства УВКБ ООН. Необходимо отметить, что именно УВКБ ООН является ведущим международным органом (агентством ООН), работа которого направлена на борьбу с явлением безгражданства. Именно УВКБ ООН оказывает значительную организационную, техническую и материальную помощь правительствам разных стран в вопросах сокращения и предупреждения безгражданства. В то же время, поскольку проблема безгражданства связана с отсутствием доступа к таким основным правам человека как право на медицинскую помощь, обучение, защиту частной собственности прочее, многие другие международные организации (агентства ООН), принимают прямое или косвенное участие в преодолении этой проблемы в Украине. В частности, это Программа развития ООН, Управление Верховного комиссара по правам человека, Детский фонд ООН, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация по миграции, Европейский Союз, Миссия Европейского Союза по приграничной помощи Молдове и Украине.

Правовой анализ проблем безгражданства в Украине, вызванного распадом СССР, а также международный опыт проведения т.н. "миграционных амнистий", подготовил и представил участникам тренинга Артур Яцевич, эксперт Мониторинговой Миссии ООН по правам человека в Украине. В последние десятилетия наблюдается международная тенденция усовершенствования международного законодательства в сфере безгражданства, например, принятие в 1997 году Европейской конвенции о гражданстве. Украина также стала на путь решения этого вопроса - национальное законодательство с момента принятия Закона Украины «О гражданстве Украины» в 1991 году несколько раз менялось для снижения напряженности в обществе и преодоления проблем безгражданства. В частности, дважды вносили изменения в Закон Украины «О гражданстве Украины», принимая его в новой редакции. Кроме этого, был принят ряд важных законов Украины (в частности, «Об иммиграции», «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите», «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»), которые существенно приблизили украинское законодательство к международным стандартам в этом вопросе. Наконец, в 2013 году Украина ратифицировала Конвенцию ООН "О сокращении безгражданства" 1961 года. Однако, сейчас необходимо дальнейшее приведение национального законодательства к международным стандартам по сокращению и предупреждению безгражданства, в том числе которое вызвано распадом Советского Союза.


Одним из путей решения проблемы безгражданства является проведение так называемых "миграционных амнистий", которые чаще называют регуляризациями (или нормализациями) - то есть урегулирование правового статуса нелегальных мигрантов, находящихся на территории того или иного государства. Самая масштабная иммиграционная амнистия состоялась в США, где в соответствии с законом 1986 года одновременно было легализовано 2,7 млн. мигрантов. В течение последних десятилетий было совершено более 40 программ легализации (Бельгия, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Франция, Швейцария, Габон, Венесуэла, Малайзия, Коста-Рика, Таиланд и другие), что позволило легализоваться более 5,7 млн. нелегальным мигрантам. Положительным примером миграционной реформы может служить опыт Кыргызстана, где путем внесения изменений в закон о гражданстве в течение последних двух лет удалось легализовать более 30000 граждан бывшего СССР. Международный опыт показывает, что проведение миграционной амнистии способствует сокращению теневой экономики, увеличению поступлений налогов и развития экономики. Уменьшается уровень криминала и коррупции, нарушений прав человека, а также происходит улучшение миграционной политики (амнистии часто проводятся параллельно с принятием нового, усовершенствованного миграционного законодательства). Можно говорить о влиянии миграционных амнистий на оздоровление общественного климата через ликвидацию возможностей для расовой дискриминации или ксенофобии по отношению к мигрантам (лицам без гражданства). Легализация также обеспечивает правительство информацией о реальном количестве мигрантов, их составе, путях проникновения в страну, регионы размещения и сферы занятости, что является необходимой предпосылкой для разработки адекватных управленческих решений в этой сфере.

Украина также может гордиться положительным опытом проведения "миграционной амнистии". В 1997-2000 годах, при содействии УВКБ ООН, были проведены мероприятия законодательного, организационного и информационно-разъяснительного характера с целью решения проблемы безгражданства депортированных лиц и их потомков. Вследствие этой кампании, около 106000 крымских татар получили гражданство Украины. Положительный результат этой кампании для Украины трудно переоценить. Самым красноречивым подтверждением правильности выбранной стратегии стали события марта 2014, когда во время аннексии Крыма со стороны Российской Федерации сообщество крымских татар выступило в защиту единой и соборной Украины.


Заместитель председателя Одесской областной организации Комитета избирателей Украины Игорь Бринош провел несколько сессий по эффективным инструментам проведения мониторинговых, информационных и адвокационных кампаний в сфере сокращения безгражданства. Совместно с участниками тренинга, удалось обсудить и наработать как базовую схему проведения мониторинга проблем безгражданства, так и отдельные конкретные инструменты (анкетирование лиц без гражданства, экспертные опросы и фокус-группы, информационные запросы, анализ юридической практики и статистики, журналистские расследования прочее). Обсуждая приемлемые формы осуществления адвокационной деятельности, участники тренинга отметили гибкий и динамичный характер адвокационных мероприятий (обязательно наличие резервного плана), а также реальную возможность системного решения проблем безгражданства ввиду более благоприятной среды для внедрения прогрессивных европейских реформ, которая создана политическими изменениями после свержения режима Януковича.

17 августа 2014 года состоялась учредительная встреча партнерства по сокращению безгражданства, в ходе которой участники обсудили цели, задачи, ценности, формат и коммуникационную стратегию деятельности такого неформального объединения. Результатом такой работы стал проект Меморандума о сотрудничестве в рамках Всеукраинского общественного партнерства "Инициатива по преодолению гражданства в Украине". После дистанционного обсуждения и доработки такого Меморандума, 4 сентября 2014 года он вступил в силу. Меморандум предусматривает, что 25 независимых и равноправных неправительственных организации из разных регионов Украины, учитывая недостаточные действия (бездействие) официальных органов власти Украины в сфере сокращения безгражданства, вызванного распадом Советского Союза и критичность правового вакуума этих лиц и связанных с этим нарушением и ограничением их прав, на основе взаимных интересов и ценностей приняли решение об образовании партнерства как постоянно действующего минимально формализованного объединения заинтересованных НГО, СМИ, экспертов и общественных активистов. Целью партнерства является содействие сокращению в Украине безгражданства, вызванного распадом СССР (в том числе через проведение «миграционной амнистии»), а также предупреждение, недопущение и преодоление всех других форм и видов безгражданства. Координировать деятельность партнерства в течение первого года его деятельности участники доверили Одесской областной организации ВОО «Комитет избирателей Украины», которая и выступила инициатором его создания. Участники партнерства убеждены, что объединив таким образом свои усилия, смогут реально повлиять на преодоление безгражданства в Украине и помочь соответствующим официальным органам власти в Украине и международным организациям более эффективно реализовать свои полномочия или мандат в этой сфере.

 

Текст меморандума

 

Учредительную встречу партнерства и тренинг организовала и провела Одесская областная организация ВОО "Комитет избирателей Украины", при финансовой поддержке Европейского Союза, с целью сокращения безгражданства, вызванного распадом СССР.


Пресс-служба
Одесской областной организации
ВОО "Комитет избирателей Украины"


  
  Поделиться


Логин:

Пароль:

Регистрация.
Забыли логин или пароль?

ЦИТИРОВАТЬ (Чтобы вставить цитату, выделите нужный фрагмен текста на этой странице и нажмите "ЦИТИРОВАТЬ")
Осталось символов –

Введите проверочный код



Логин:

Пароль:

Регистрация.
Забыли логин или пароль?
НАЙТИ ДЕПУТАТА
Для поиска используйте буквосочетание из не менее, чем 3-х букв


Подписаться на рассылку (только для зарегистрированных пользователей. регистрация.)
Введите Ваш email:

Партнёрам: Код нашего баннера можно скопировать тут.

НОВОСТИ, СОБЫТИЯ
15 апреля
14:56

В Одеській області пройде форум громадянського суспільства з гуманітарного реагування в умовах війни

20 декабря
11:10

У громадах Одеської області обговорили актуальні безпекові та правові виклики

21 августа
19:02

Атака на історичний центр Одеси: наслідки для культурної спадщини та реакція міжнародної спільноти

28 июня
13:53

Тренінг є частиною програми посилення спроможності волонтерських та гуманітарних організацій на Півдні України, що реалізується PTF Europe та Одеською обласною організацією ВГО «Комітет виборців України».

07 июня
12:14

Сервісна допомога людям та довготривалі рішення для громад: робота Громадського центру правосуддя в м. Татарбунари

11 марта
22:15

Public Talk “Одеса після Перемоги”: що пропонують депутати і експерти

23 февраля
15:49

Зменшення впливу на прийняття рішень та ігнорування з боку влади: з чим стикаються місцеві депутати під час війни

29 декабря
14:03

В Одеській області громади обмінялись досвідом та проблемами роботи з ВПО в умовах війни

20 декабря
15:55

В Одеській області обговорять проблеми працевлаштування, житла та соціально- правової підтримки ВПО в умовах війни

08 декабря
13:57

Правники південних громад Одеської області посилили спроможності захищати постраждалих від збройного конфлікту

25 ноября
12:47

У громадах Одеської області впроваджуються оперативні ініціативи з підтримки жінок в умовах війни

07 ноября
20:30

В Одеській області «сусідська варта» спільно з місцевою владою вирішують безпекові проблеми воєнного стану

03 ноября
20:52

У Татарбунарах на Одещині посилюють спроможності спільної роботи волонтерів

23 октября
10:13

Результати обговорення Комітетом ООН з ліквідації дискримінації по відношенню до жінок ситуації в Україні

19 октября
16:37

Дискримінація жінок-ВПО та біженок: альтернативний звіт Одеського КВУ для Комітету ООН

11 октября
22:40

У громадах півдня Одещини починають впроваджувати програми підтримки вразливих груп в умовах війни

05 октября
21:03

Псевдореферендуми на окупованих територіях України - це спектакль для росіян: підсумки круглого столу в Одесі

23 сентября
15:23

Оголошено програму мінігрантів для Одеської області з підтримки жінок в умовах війни

09 сентября
20:49

Соціальне підприємництво жінок-ВПО: досвід громад півдня Одещини

10 августа
11:58

У містах Татарбунари та Рені Одеської області скоординували безпекову та гуманітарну роботу


RSS

View My Stats



       
    Поддержка проекта “Твой местный депутат: Одесская область”, который выполняется Одесской областной организацией Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» была осуществлена Фондом Восточная Европа в рамках программы “Твой местный депутат: мониторинг деятельности депутатов местных советов в Украине”, которая является совместной инициативой Фонда Восточная Европа и Черкасской областной организации Комитета избирателей Украины и выполняется при финансовой поддержке Фонда демократии ООН (UNDEF) и Агентства США по международному развитию (USAID).
     Мнения, отраженные на сайте, принадлежат их авторам и могут не совпадать с точкой зрения партнеров программы.

 

Веб-розробка