25-04-2012
13:27
Большие суммы и большие проблемы
итоги XIV сессии Одесского городского совета в разрезе выполнения предвыборных обещаний
Долгое начало
XIV Одесского городского совета, которая прошла в прошлый четверг (19 апреля), обещала быть «жаркой». Одним из вопросов, который был утвержден в предварительной повестке дня и который мог привести к развитию конфликтной ситуации, был вопрос о получении кредита Международным аэропортом Одесса. Однако в окончательную повестку дня вопрос так и не был включен, так как предприятию пока не удалось доказать прямую целесообразность этого кредита непосредственно для города. В тоже время, напряжения депутатскому корпусу так и не удалось избежать. Сессия, не успев начаться, зашла в тупик. Депутаты не смогли сходу утвердить повестку дня. Регионал Денис Балух настаивал на исключении из повестки вопроса об утверждении структуры исполнительных органов, а также общей численности аппарата городского совета и его исполнительных органов. Этим решением предполагалось утвердить на должности вице-мэра Одессы начальницу финансового департамента городского совета Светлану Бедрегу. В итоге, почти через час после начала сессии и после небольшого перерыва, повестка дня таки была утверждена без исключения из нее вышеуказанного вопроса.
Однако отметим, что это же решение, которое стало камнем преткновения при утверждении повестки, имеет и прямое отношение к выполнению предвыборных обещаний политическими силами Одессы. Сразу три политических силы в канун выборов обещали в том или ином объеме сократить численность чиновников: Партия Регионов минимум в полтора раза, РОДИНА на 40%, а Батьківщина на ¼. В 2011 году городская власть взяла курс на уменьшение численности аппарата городского совета и его исполнительных органов. Общая численность была сокращена с 1798 штатных единиц до 1434, т. е. приблизительно 1/5 (20%). Однако, в связи с принятием решения об утверждении структуры и численности аппарата городского совета и его исполнительного комитета тенденция к уменьшению была сведена на нет: штат вновь увеличился и теперь составляет 1482 штатных единицы.
XIV сессия Одесского городского совета выделяется из числа остальных в этом созыве не только своим «необычным» началом, но и тем, что на ней рассматривалось относительно большое количество вопросов, так или иначе связанных с предвыборными обещаниями политических сил, входящих в состав городского совета. Так, был рассмотрен целый ряд стратегических вопросов: отчеты (о выполнении бюджета на 2011 года, о результатах выполнения городских программ в 2011 году), а также новые городские программы, среди которых и Программа социально-экономического развития города на 2012 год. Вкратце о каждом стратегически-важном решении, связанном с предвыборными обещаниями, ниже.
Выполнение обещанного и выполнение бюджета: соотношение
Многие обещания народных представителей в Одесском городском совете выполняются благодаря финансированию из городской казны. Конечно, далеко не все из таких обещаний нашли себе место среди расходных статей одесского бюджета. Но даже те немногие, на которые обратила не поскупилась городская власть, требуют пристального внимания к характеру своего выполнения. Так, совершенно очевидно, что лишь запланировать выделить средства на решение тех или иных проблем — не достаточно, необходимо все-таки эти средства выделить, а исполнительным органам еще и освоить их в полном объеме.
Выполнение каких же предвыборных обещаний финансировалось из бюджета города в 2011 году и
насколькоуспешно? Например, партия Сильная Украина обещала утвердить программу ремонта лифтового хозяйства города.Эта программа в прошлом году так и не была утверждена, однако ремонт лифтов все же происходил. На эти цели, с учетом всех изменений, утверждено было около 1 млн. 830 тыс. гривен, однако, по итогам года сумма, затраченная на ремонт лифтов, составила чуть больше половины от запланированной: 1 млн. 68 тысяч гривен. И это при том, что конечная запланированная сумма почти в 4 раза меньше той, что была запланирована еще на начало 2011 года. При этом, согласно принятой на этой же сессии Программе социально-экономического развития Одессы на 2012 год на ремонт лифтового хозяйства в 2012 году планируется потратить уже 5 миллионов гривен из городского бюджета.
Не последняя городская проблема – капитальный ремонт жилого фонда. Выделять на эти нужды не менее 10% бюджета обещала «Батьківщина». С выполнением этого обещания в 2011 году политическая сила не справилась: всего было выделено около 6 млн. гривен (приблизительно 0,21% бюджета города), а выполнено и того меньше: примерно 4,5 млн. гривен. В 2012 году на ремонт жилого фонда города потратят около 10 млн. 350 тыс. гривен.
Представители Партии Регионов и РОДИНЫ обещали благоустраивать дворы, в том числе и строить детские площадки. В прошлом году финансирование этих задач осуществлялось за счет средств из депутатского фонда. В общей сложности в 2011 году на благоустройство дворов, в том числе и строительство детских площадок, планировали потратить почти два миллиона гривен (1 млн. 939 тыс. 88 грн), однако, даже половина из запланированного не была выполнена. Всего на эти цели в 2011 году было потрачено около 502 тысяч гривен (501 тысяча, 857 гривен).
Сразу три политические силы (Партия Регионов, Компартия Украины и Батьківщина) в своих программах обещали ремонтировать дороги и тротуары. В 2011 году на эти цели запланировали 11 млн. 265 тыс. грн., выполнено работ на сумму 9 млн. 107 тыс.грн. Также дорожное покрытие, в том числе и межквартальные проезды, ремонтировалось за счет средств из депутатского фонда. Депутаты собирались потратить на эти цели почти 1 млн. 262 тыс.грн., однако потратили всего 676 тыс. 800 грн. В тоже время, Программа социально-экономического развития Одессы на текущий год обещает одесситам выполнение ремонта дорог на сумму почти в 25 миллионов гривен за счет городского бюджета.
Немаловажно для Одессы, как города туристического, сохранение архитектуры ее исторической части, что требует постоянных реставрационных работ. В частности, позаботится о сохранении одесских памятников архитектуры обещала «Батьківщина». Незначительные действия по выполнению этого обещания были предприняты. На реконструкцию памятников архитектуры городские власти планировали потратить приблизительно 557 тысяч гривен, а потратили в итоге 502 тысячи 100 гривен. А согласно Программе социально-экономического развития города на сохранение исторической застройки города уже в 2012 году из городской казны планируют потратить в 10 раз больше: 5 млн. 725 тыс. грн.
Социально-экономическое развитие Одессы в 2012 году
Некоторые обещания, о которых мы еще не упоминали выше, нашли свое место в Программе социально-экономического развития города на 2012 год, принятой на апрельской сессии. Так, Партия Регионов обязалась решить проблему обеспечения детскими садами всех нуждающихся в этом одесситов при помощи реализации программы «Детский сад», Сильная Украина разработать и реализовать программу строительства детских дошкольных учебных заведений в каждом районе города, а Компартия организовать стопроцентное обеспечение всех детей дошкольного возраста детскими садами. Программы пока-что так и не приняты, но вот согласно программе социально-экономического развития на 2012 год из городской казны будет выделено около 12 миллионов гривен на реконструкцию старых и строительство новых детских садов. Хватит ли этих средств на то, чтоб обеспечить местом в муниципальном саду каждого нуждающегося одессита, сможем оценить не раньше чем через год.
Сильная Украина в преддверии выборов обещала вернуть практику регулярных выплат и премий учителям. Исходя из программы социально-экономического развития не понятно, станут ли такие выплаты регулярными, но известно, что муниципальные доплаты и премии все же запланированы, на что и предусмотрено чуть больше 4 миллионов гривен.
Фронт Змін и Компартия Украины обещали «оздоравливать молодое поколение путем развития массового физкультурного движения и спорта, возродить систему детско-юношеских спортивных школ». Программа социально-экономического развития предполагает на мероприятия по развитию детско-юношеского спорта выделение почти 14 миллионов гривен.
Развивать студенческое самоуправление обещала Сильная Украина, на что предусмотрено 30 тысяч гривен.
Новые городские программы
На этом список стратегически важных решений Одесского городского совета, принятых на апрельской сессии, не исчерпан. Во-первых, была принята программа «Равенство» на 2012-2015 годы. Срок действия аналогичной программы закончился, нынешняя программа направлена на создание беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального, общественного и жилого назначения, а также на социальную реабилитацию путем создания безбарьерной среды, которая даст возможность инвалидам принимать полноценное участие в жизни одесской громады. На реализацию программы будет затрачено около 6,5 миллионов гривен, а непосредственно в 2012 году чуть больше двух миллионов. Примечателен тот факт, что, несмотря на остросоциальный характер проблемы обеспечения полноценной жизни для горожан с ограниченными возможностями, побеспокоились о их интересах в своей предвыборной программе лишь представители ВО «Батьківщина», и то не о всех инвалидах, а лишь о молодых...
Масштабная социально-значимая программа была принята в сфере здравоохранения (Городская целевая программа «Здоровье» на 2012-2014 г.г.). Данная программа, среди всего прочего, призвана бороться с многими тяжелыми заболеваниями взрослого и детского населения Одессы (что обещал в своей предвыборной программе Фронт Змін). В общей сложности на реализацию мероприятий данной программы по борьбе с тяжелыми заболеваниями будет потрачено за три года почти 85 миллионов гривен, а конкретно в 2012 году чуть больше 23 миллионов гривен.
Отчеты по старым программам
Также в прошлый четверг утвердили ряд отчетов по реализации городских программ, имеющих отношение к части обещанного одесскими политическими силами перед выборами. Одна из наиболее масштабных программ, отчет по которой был утвержден - «Городская целевая программа предоставления социальных услуг и других видов помощи социально незащищенным слоям населения города Одессы на 2011 год». Основной целью этой программы являлось предоставление разных видов социальных услуг для позитивных сдвигов в уровне качества жизни незащищенных слоев населения. Основными группами граждан, которым предоставлялась различного рода социальная помощь, стали участники боевых действий ВОВ, воины-афганцы, чернобыльцы, инвалиды, малообеспеченные граждане, нуждающиеся в социальной защите. Благодаря реализации этой программы выполнялось обещание Сильной Украины реализовать муниципальные проекты по оказанию помощи малоимущим, а также Партии Регионов обеспечить адресную помощь каждому нуждающемуся в ней одесситу. Согласно отчету о выполнении этой программы в бюджете города Одессы на 2011 на реализацию ее мероприятий предусматривалось 32 миллиона 121 тыс. грн (при том, что согласно самой программе требовалась сумма в два раза большая: 61 миллион 673 тыс. грн). Средства, предоставленные на реализацию этой программы городской властью, практически полностью были использованы: состояние выполнения программы составило 32 млн. 34 тыс.грн. Полностью осуществлены выплаты «чернобыльцам» (сделаны выплаты на сумму 890 тысяч гривен), по всем остальным направлениям средства, предусмотренные в городском бюджете, были освоены практически на 100%.
Целый ряд обещаний Фронта Змін, касающихся эффективной и открытой работы Одесского городского совета, нашел свое отражение в Программе поддержки информационной сферы города на 2011 год. Из запланированных 5 миллионов 250 тысяч гривен на реализацию программы ушло чуть больше чем 4,5 миллиона гривен. В рамках программы в прошлом году был создан «Единый центр обращений граждан», проводились социологические исследования, осуществлялись работы по поддержке и наполнению сайта города, начала проводиться прямая трансляция сессий городского совета, а также некоторые другие мероприятия в информационной сфере.
Проблемные общежития
Уже традиционно на сессии было рассмотрено и утверждено еще одно решение о передаче из частной в коммунальную собственность общежитий, которые в процессе приватизации не вошли в уставной фонд некоторых предприятий Одессы, чем, собственно, и была продолжена тенденция реализации части обещания «РОДИНЫ» «дать возможность жильцам общежитий приватизировать жилье». Почему мы говорим о частичной реализации обещания? Потому-что передача общежития в коммунальную собственность еще не означает успешную приватизацию всеми жильцами своего жилья...
Вместо эпилога
Итак, на XIV сессии Одесского городского совета было рассмотрено много вопросов, важных не только для жизни одесской громады в целом, но и для жизни отдельных категорий граждан, требующих социальной защиты со стороны городских властей. Однако, к сожалению, для полного понимания всей картины необходимо посмотреть на существующие проблемы и предлагаемые одесской властью пути их решения с точки пользы для каждого одессита, попадающего под сферу действия той или иной программы.
Например, мы говорили о том, что в полном объеме были сделаны выплаты пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Но были ли эти выплаты действительно существенными?... Исходя из статистики, взятой из уже упомянутой выше Программы предоставления социальных услуг и других видов помощи незащищенным слоям населения, в Одессе проживает приблизительно 3 тысячи «чернобыльцев», а из городской казны на оздоровление и мероприятия по приобретению медикаментов для этой категорий граждан выделили 457 тысяч гривен. Выходит, что на каждого одессита, пострадавшего от техногенной катастрофы на ЧАЭ пришлось всего-то по 152 гривны. Достаточно ли такой суммы на оздоровление человека, пострадавшего от облучения? Вопрос скорее риторический.
Тоже и с ветеранами войны, на социальную защиту которых городской совет в прошлом году потратил в общей сложности чуть больше 5 миллионов гривен. Вот только ветеранов в нашем городе проживает около 50 тысяч, а значит, если бы каждый из этой категории граждан подал бы заявку на получение соц.помощи в том или ином виде, получил бы приблизительно по 100 гривен...
И тем не менее, нынешняя городская власть не забывает при любом удобном случае и не без гордости упомянуть о своих «заслугах» в сфере социальной защиты граждан. Поэтому, вместо заключения, хотелось бы порекомендовать всем небезразличным прежде, чем «доверять делам», проверять, насколько же значимы эти «дела».
|