19 февраля в Белгород-Днестровском состоялся круглый стол по выполнению предвыборных обещаний политическими силами, которые сформировали Белгород-Днестровский городской совет, а также городским головой Игорем Нановским.
Организовала круглый стол Одесская областная организация ВОО «Комитет избирателей», а в его работе приняли участие руководство и депутаты городского совета, руководители политических фракций и групп, независимые эксперты, представители общественных организаций, а также представители СМИ.
В ходе мероприятия были презентованы результаты мониторинга выполнения предвыборных программ, а также обсуждены особенности работы депутатов совета, вопросы открытости и подотчетности, а также проблемы взаимоотношений депутатов и СМИ.
Руководитель Одесской областной организации Анатолий Бойко, рассказал об основных целях мониторинга, необходимости уделять внимание выполнению предвыборных программ и об их роли в избирательном процессе.
В свою очередь, глава аналитического отдела КИУ Ярослав Католик познакомил всех присутствующих с методологией анализа выполнения предвыборных программ, а также отдельно остановился на вопросах открытости и публичности работы депутатов совета, акцентировав внимание на возможностях сайта «Твой местный депутат» (dep.od.ua), как независимой свободной площадки для коммуникации избирателей со своим депутатом.
После презентации результатов присутствующие отдельно остановились на проблемах и перспективах выполнения предвыборных обещаний партиями, а также городским головой.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
1. У всех партий, которые, по результатам выборов 2010 г., сформировали Белгород-Днестровский городской совет, были свои предвыборные программы. Политические организации Белгород-Днестровского отнеслись к составлению своих предвыборных программ более сознательно, чем в 2006 году, в них намного меньше формализма, популизма и т.д. Встречаются, правда, тезисы, реализовать которые в рамках полномочий городского совета невозможно, поскольку они выходят за рамки полномочий совета.
Так, из 169 предвыборных обещаний аккерманских политиков, 20 – заведомо невыполнимы (т.е. 11,8%). Этот показатель вдвое меньше, нежели в предвыборных программах партий прошлого созыва (тогда из 171 обещания невыполнимыми были – 52, что составляло 30,4%). Это свидетельствует о более тщательном и продуманном написании программ.
В целом, количество невыполнимых обещаний по сферам незначительно. Так, в сфере ЖКХ - 2 невыполнимых обещания против 20 выполнимых, Экономика - 3 невыполнимых против 10 выполнимых, Транспорт - 2 невыполнимых против 13 выполнимых. Самое большое количество невыполнимых обещаний в сфере Культура и туризм - 7 невыполнимых против 23 выполнимых. Показательно, что в сферах Экологии, Здравоохранения, Образования и спорта, Политики и власти партии не дали ни одного невыполнимого обещания.
Наибольшее количество невыполнимых обещаний было дано ПР (6), ПМСБУ (5) и КПУ (4). В то же время наиболее реалистичная программа у ВО «Батьківщина», ФЗ и СПУ– в программах данных партий всего по одному невыполнимому обещанию.
Если анализировать количество невыполнимых обещаний по сферам, то наибольшее количество было дано партийными организациями в сферах «Культура и туризм» (7) и «Социальная политика» (5).
2. В отчетный период Белгород-Днестровский городской совет принял 478 решений, из которых около 63 (13%) соответствовали программным обещаниям политических сил, входящих в состав совета. Столь низкий процент обусловлен тем, что в повестке дня много земельных и других технических вопросов, что, в свою очередь, уменьшало процент соответствия решений совета предвыборным обещаниям.
Наибольшее внимание в программных документах партиями было уделено вопросам ЖКХ, водоснабжения и ТЭК, транспорта и дорожного хозяйства, а также социальной политике.
3. Предвыборные программы политических структур реализуются неактивно. Инициативы чаще всего принадлежат исполкому или секретарю совета. Депутаты мало уделяют внимания выполнению предвыборных программ, чаще всего занимаясь решением текущих городских вопросов. Таким образом, отслеживание и контроль выполнения предвыборных обещаний партиями интересны лишь КИУ и некоторым СМИ. При этом часто одни партии выполняют обещания за другие. Чаще всего – ПР, имеющая большинство в совете, «помогает» другим партиям. В целом, активнее всего выполняются обещания в сферах экологии, ЖКХ (водоснабжения, топливно-энергетического комплекса) и экономики. При этом таким важным сферам как строительство и земельные отношения, социальная политика и медицина – уделяется меньше внимания.
4. Если анализировать результаты выполнения предвыборных программ с учетом только выполнимых обещаний и коэффициента содержательности программ, то наиболее высокие показатели у ПР — 1,38, на втором месте ФЗ – 1,27 и на третьем ПМСБУ – 0,98.
Если же принимать во внимание только непосредственно выполнение предвыборных обещаний без коэффициента содержательности, но с учетом невыполнимых обещаний, то наиболее активно выполняются предвыборные программы ФЗ – 1,74, СПУ – 1,55 и КПУ – 1,33.
5. Если же сравнивать выполнение обещаний в 2011 и в 2012 году, то следует отметить, что в целом выполнение обещаний немного улучшилось. В большинстве это связано с субвенциями из областного бюджета и реализацией проекта «Народный бюджет». Благодаря им осуществлялись работы по ряду социальных объектов, что, в конечном итоге, отобразилось на выполнении предвыборных обещаний. По сравнению с прошлым годом, наиболее заметно улучшилось выполнение обещаний в сфере транспорта, здравоохранения и образования. Незначительные изменения есть в сфере ЖКХ и политики. При этом в сфере экологии не наблюдается никаких изменений.
7. Необходимо обратить внимание на то, что практически в каждой сфере есть обещания, в том числе и носящие стратегический характер, работа по реализации которых так и не была начата. Наибольшее количество проваленных обещаний у ПМСБУ – 13, ВО «Батьківщина» и ПР – 7.
В частности, не начата работа по таким стратегическим для города обещаниям, как:
– Построим коммунальное мусороперерабатывающее предприятие (ПМСБУ);
– Разработаем ДЕТАЛЬНЫЙ проект застройки города и берега Днестровского лимана (ПР);
– Активно содействовать производственной деятельности существующих в городе предприятий (КПУ);
– В течение года построим муниципальный асфальтный мини-завод (ПМСБУ);
– В течение пяти лет отремонтируем, и заново построим тротуары города, междомовые проезды (ПМСБУ);
– Отремонтируем основные магистрали города, в первую очередь: Шабская, Кишинёвская, Школьная, Тимчишина (ПР);
– Организуем работу автобусов с 6 до 23 (ПР);
– В течение двух лет построим переезд на ул. Солнечной (ПМСБУ);
– Разработать проект развития дорог дальнего пользования, разгрузить ул. Измаильскую (ВО «Батьківщина»);
– Установим муниципальную надбавку к зарплатам врачей, учителей и воспитателей до 1.01.2012 года (ПМСБУ);
– В течение двух лет в помещениях военного госпиталя откроем региональный социально-реабилитационный и диагностический центр юга Бессарабии (ПМСБУ);
– Продолжать строительство социального жилья (ФЗ);
– Построим для города новый Дворец бракосочетаний (ПР, ПМСБУ);
– До 9 мая 2011 года отреставрируем Мемориал Славы (ПМСБУ);
– Поставим вопрос и добьемся его решения относительно перевода в коммунальную собственность исторических памятников (в том числе, Белгород - Днестровскую крепость), а так же центров культуры города (кинотеатров, театра и т.д.) (СУ);
– Разработать проект развития инфраструктуры вокруг крепости (ВО «Батьківщина»).
6. Низкие темпы выполнения предвыборных программ в отчетный период наглядно демонстрирует и количество выполненных обещаний за два года. Таких всего 2 – «Обеспечить открытость работы горсовета» которое обещала Партия регионов и «Предлагаем принять единую программу действий трех советов (Белгород -Днестровского, Затоковского, Сергеевки) по развитию туризма» которое обещал «Фронт Змін».
Сферы
|
Средние оценки выполнения предвыборных обещаний политических партий по сферам (от 0 до 5 баллов)
(с учетом только выполнимых обещаний и коэффициента содержательности программ)
|
ПР
|
СУ
|
КПУ
|
СПУ
|
ФЗ
|
ПМСБУ
|
Батьківщина
|
Жилищно-коммунальное хозяйство, водоснабжение и топливно-энергетический комплекс
|
1,4
|
0,8
|
2,67
|
2,75
|
2,5
|
0,8
|
0
|
Экология
|
2,5
|
-
|
-
|
-
|
2
|
1,5
|
-
|
Строительство и земельные отношения
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
0,5
|
Структурные преобразования в экономике, налоговая политика, поддержка малого и среднего бизнеса
|
1,5
|
1,25
|
1,5
|
-
|
2
|
0,83
|
-
|
Транспорт и дорожное хозяйство
|
0,67
|
2,67
|
2
|
-
|
-
|
1,25
|
1,5
|
Социальная политика
|
2
|
0
|
-
|
2
|
1
|
0,5
|
-
|
Здравоохранение
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1,67
|
1,5
|
1
|
Образование
|
1,33
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1,67
|
1
|
Культура и туризм
|
1
|
1,5
|
1
|
-
|
2,5
|
0,75
|
0,5
|
Политика и власть
|
2,4
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
2
|
Коэффициент
|
9/10
|
6/10
|
5/10
|
4/10
|
7/10
|
9/10
|
7/10
|
Средний балл
|
1,38
|
0,72
|
0,92
|
0,78
|
1,27
|
0,98
|
0,65
|
Комплексная оценка выполнения выполнимых обещаний и содержательности предвыборных программ
Сферы
|
Средние оценки выполнения предвыборных обещаний политических партий по сферам (от 0 до 5 баллов)
(с учетом выполнимых и невыполнимых обещаний,
без коэффициента содержательности программ)
|
ПР
|
СУ
|
КПУ
|
СПУ
|
ФЗ
|
ПМСБУ
|
Батьківщина
|
Жилищно-коммунальное хозяйство, водоснабжение и топливно-энергетический комплекс
|
1,17
|
0,67
|
2,67
|
2,75
|
2,5
|
0,8
|
0
|
Экология
|
2,5
|
-
|
-
|
-
|
2
|
1,5
|
-
|
Строительство и земельные отношения
|
1
|
-
|
-
|
0
|
-
|
1
|
0,5
|
Структурные преобразования в экономике, налоговая политика, поддержка малого и среднего бизнеса
|
1,2
|
1,25
|
1
|
-
|
2
|
0,71
|
-
|
Транспорт и дорожное хозяйство
|
0,67
|
2,67
|
2
|
-
|
-
|
1
|
1,2
|
Социальная политика
|
0,4
|
0
|
0
|
2
|
1
|
0,5
|
-
|
Здравоохранение
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1,67
|
1,5
|
1
|
Образование
|
1,33
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1,67
|
1
|
Культура и туризм
|
1
|
1,29
|
0,33
|
-
|
2
|
0,55
|
0,5
|
Политика
|
2,4
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
2
|
Средний балл
|
1,3
|
1,15
|
1,33
|
1,55
|
1,74
|
1,03
|
0,89
|
Итоговые оценки выполнения предвыборных обещаний партийных структур Белгород-Днестровского
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЕДВЫБОРНЫХ ОБЕЩАНИЙ
БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКИМ ГОРОДСКИМ ГОЛОВОЙ
НАНОВСКИМ И.Н.
Предвыборная программа Игоря Нановского содержала в общей сложности 78 обещаний, из которых лишь одно было заведомо невыполнимым. Следует отметить, что программа была разбита по сферам и направлениям работы.
Наибольшее количество обещаний будущий мэр дал в сфере ЖКХ (25 обещаний), политики и власти (9 обещаний), а также в сфере здравоохранения (8 обещаний). А наименьшее количество обещаний было дано в сферах транспорта и дорожного хозяйства (3 обещания), а также экологии и образования (по 4 обещания).
Если проанализировать выполнение обещаний по сферам:
— В сфере жилищно-коммунального хозяйства (где было дано наибольшее количество обещаний) из 25 выполнимых обещаний, лишь 4 обещания выполнялись активно, по большинству же предприняты лишь первые шаги к выполнению, а 11 обещаний не выполнялось вовсе.
— В сфере экологии мэр дал 4 выполнимых обещания. По выполнению двух из которых были предприняты только первые шаги. Одно выполнялось не активно. И ещё одно выполнялось достаточно активно - горисполкомом была разработана и утверждена Схема санитарной очистки города.
— В сфере строительства и земельных отношений было 7 обещаний, из которых 3 вообще не выполнялось, а по остальным 4 были предприняты незначительные шаги по реализации.
— В сфере структурных преобразований экономики, поддержки малого и среднего бизнеса было дано 5 выполнимых обещаний. 3 из них в отчетный период вообще не выполнялись. Неактивно выполнялось обещание касающиеся инвентаризации коммунальных активов и т.д. – был согласован перечень участков переходящих в государственную собственность и перечень участков остающихся в коммунальной собственности. Также небольшие шаги были предприняты в реализации обещания провести форум «О стратегическом партнерстве предприятий города с представителями промышленности стран ближнего и дальнего зарубежья».
— В сфере транспорта и дорожного хозяйства было дано три выполнимых обещания, одно из которых совсем не выполнялось. Выполнение одного из них - Закупить оптимально необходимое количество дорожной техники, как для работы в летний, так и в зимний периоды было оценено как достаточно активное, но все же не совсем понятно какое же оптимально необходимое количество техники необходимо было закупить. Чуть ниже оценено выполнение обещания «проводить капитальный ремонт дорог и тротуаров в соответствии с принятой программой» – хоть ремонт дорог и проводится и в этом применяется новый подход, но целевая программа так и не была принята.
— В сфере социальной политики также было дано 5 выполнимых обещаний, однако ничего не было сделано по 3-м из них. Выполнение же обещания обеспечить административный контроль за пассажирскими перевозками малообеспеченных жителей города, хоть и активно реализовывалось, но не может быть оценено высоко в связи с тем, что данное обещание выполнялось, в основном, в рамках работы сектора транспорта и связи и управления труда и соцзащиты населения. Что же касается расширения и дополнения «Комплексной программы социальной защиты ветеранов труда и малообеспеченных слоев населения города», то этого не производилось - по защите прав льготных категорий принята совершенно другая программа «Милосердие в действии» на 2012-2015 гг.
— В сфере здравоохранения было дано 8 обещаний, половина из которых совсем не выполнялась. При этом по остальным 4-м обещаниям проводилась достаточно активная работа. Так, на базе городской больницы создан мини-диагностический центр с современным диагностическим оборудованием (благодаря субвенциям из государственного бюджета в 2010 г., а также реализации инициативы «Народный бюджет» на областном и городском уровне), поэтому реализация данного обещания оценена достаточно высоко. Высоко оценены действия по улучшению материально-технической базы лечебных учреждений, но в связи с тем, что муниципальная сеть аптек не восстановлена (вопреки обещанию), выполнение данного обещания оценено на среднем уровне. Зато достаточно активно выполнялось обещание о приведении помещений детской поликлиники и больницы в соответствие к санитарным требованиям - в ходе реализации инициативы «Народный бюджет» производился капитальный ремонт помещений.
— Сфера образования и спорта, содержала 4 выполнимых обещания, по одному из которых в отчетный период ничего не сделано. По одному – предприняты только небольшие шаги к выполнению. При этом 2 обещания «создать условия для обеспечения качественного образования в школах с внедрением современных технических достижений» и «улучшить материально-техническую базу дошкольных и школьных учреждений» выполнялись недостаточно активно.
— В сфере культуры и туризма городской голова всего дал 8 обещаний, одно из которых отнесено к невыполнимым из-за нечётких критериев оценивания. Если говорить о выполнимых обещаниях, то, к сожалению, лишь одно из них выполнялось достаточно активно (создание на базе Белгород-Днестровского и поселков Затока и Сергеевка единого курортно-туристического кластера). Четыре обещания не выполнялись вовсе, а два других выполнялись недостаточно активно.
— В сфере политики и власти Игорь Нановский дал 9 выполнимых обещаний, из которых по 4-м в отчетный период ничего сделано не было. В то же время, небольшие шаги были сделаны по всем остальным обещаниям, но все же они не позволяют высоко оценить их выполнение. Достаточно активно начали выполняться обещания «разработать Устав городской громады» - проект Устава разработан и проходит стадию общественного обсуждения (затянулась с июля 2012 г.) и «проводить общественное обсуждение вопросов жизнедеятельности города с отчётом городских ветвей власти (исполнительной и законодательной) не реже 2-х раз в год».
В то же время, Игорь Нановский в своей предвыборной программе дал ряд стратегически важных обещаний, которые, к сожалению, в отчетный период полностью или практически не выполнялись.
В частности:
– Провести анализ затрат и обоснованность двуставочного тарифа на услуги КП «Теплокомунэнерго» и вынести вопрос на обсуждение громады города;
– Разработать программу о льготной установке ультразвуковых счетчиков потребления тепла в отопительном сезоне;
– При газификации города, пгт. Затока и Сергеевка оказывать дотационную поддержку из местного бюджета социально незащищенным слоям населения;
– Создать совместно с руководством Белгорода-Днестровского района коммунальный полигон по утилизации твердых бытовых отходов с перспективой строительства на его территории завода по переработке отходов с привлечением бюджетных средств из государственного бюджета и внешних инвестиций;
– Разработать и принять правила местной застройки города. Категорически запретить постройки в исторической части города;
– Создать туристическую инфраструктуру города в соответствии с принятым Генеральным планом города;
– Оптимизировать тарифы - потребитель будет (должен) знать, сколько и за что платит;
– Добиться привлечения субвенции из государственного бюджета в соответствии с действующей государственной Программой «Питьевая вода»;
– Провести ревизию технического состояния очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации в городе Белгороде-Днестровском;
– Для сокращения затрат, осуществлять работы по газификации силами городского коммунального предприятия;
– Создать коммунальную торговую сеть аптек, продуктовых магазинов для малообеспеченных слоев населения города;
– Обеспечить досуг молодежи путем создания коммунальных объектов для занятий спортом и активного отдыха;
– Ввести мораторий на приватизацию земли, зданий, сооружений в исторической части города;
– Провести полную инвентаризацию всех объектов культурно - исторического наследия города Белгорода-Днестровского;
– Разработать и утвердить, после общественного обсуждения, проект реконструкции исторической части города;
– Закрепить в Уставе Территориальной громады города реализацию процедуры реального отзыва мэра и депутатов горсовета, процедуры выражения недоверия муниципальным чиновникам, влекущую их увольнение.
В целом, если учесть выполнение только выполнимых обещаний и коэффициент содержательности программы, то следует отметить, что наименьшие результаты по выполнению своих предвыборных обещаний в отчетный период Белгород-Днестровский городской голова показал в сферах строительства и земельных отношений, экономики и социальной политики. Здесь, за единственным исключением, средние оценки выполнения обещаний не превышают даже половины балла, что, фактически, свидетельствует об отсутствии значимых инициатив в данных сферах.
В большинстве сфер действия мэра по выполнению своих программных обещаний были оценены как малозначительные или недостаточно активные (средние оценки в диапазоне между «1» и «2» баллами).
Наиболее активен же мэр был в выполнении своих предвыборных обещаний в сфере образования и спорта (1,75 балла). Само собой, что единственное невыполнимое обещание мэра ситуацию, практически, не меняет.
Отдельного внимания заслуживает отчетность городского головы о своей деятельности на посту мэра, который прошел в течение февраля-апреля 2012 г. КИУ позитивно оценивает сам факт наличия отчета городского головы. Также нельзя не отметить, что позитивным является нововведение в отчётности – проведение встреч с трудовыми коллективами и публикация текстовой версии отчета в виде брошюры. Но, к сожалению, часто данные собрания совпадали со сходами жителей по инициативе «Народный бюджет» и больше походили на PR-акцию, что не содействовало восприятию озвучиваемой мэром информации.
Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что в отчете, несмотря на наличие большого количества графиков и статистической информации в целом, совершенно не уделено никакого внимания ходу выполнения непосредственно предвыборных обещаний городского головы.
Также в отчете городского головы нет информации о том, что было сделано в городе за указанный срок по инициативе новой городской власти, а что реализовалось в рамках, принятых раннее (при работе Белгород-Днестровского городского совета V созыва, а также предыдущего мэра города) решений и программ.
Наглядно с ходом выполнения предвыборных обещаний мэра города Белгорода-Днестровского можно ознакомиться ниже.
Сферы
|
Средние оценки выполнения предвыборных обещаний Белгород-Днестровского городского головы
по сферам (от 0 до 5 баллов)
(с учетом выполнимых и с коэффициентом содержательности программ)
|
ЖКХ и ТЭК
|
1,12
|
Экология
|
1,75
|
Строительство и земельные отношения
|
0,57
|
Экономика
|
0,8
|
Транспорт
|
1,67
|
Социальная политика
|
0,8
|
Здравоохранение
|
1,38
|
Образование
|
1,25
|
Культура и туризм
|
1
|
Политика и власть
|
1
|
Средний балл
|
1,13
|
Сферы
|
Средние оценки выполнения предвыборных обещаний Белгород-Днестровского городского головы
по сферам (от 0 до 5 баллов)
(с учетом выполнимых и невыполнимых обещаний, без коэффициента содержательности программы)
|
ЖКХ и ТЭК
|
1,12
|
Экология
|
1,75
|
Строительство и земельные отношения
|
0,57
|
Экономика
|
0,8
|
Транспорт
|
1,67
|
Социальная политика
|
0,8
|
Здравоохранение
|
1,38
|
Образование
|
1,25
|
Культура и туризм
|
0,88
|
Политика и власть
|
1
|
Средний балл
|
1,12
|
В СВЯЗИ С ЭТИМ ОДЕССКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОО «КОМИТЕТ ИЗБИРАТЕЛЕЙ УКРАИНЫ» РЕКОМЕНДУЕТ:
Белгород-Днестровскому городскому голове:
1. Активизировать работу по выполнению всех своих предвыборных обещаний;
2. Закрепить практику проведения публичного отчета перед жителями Белгород-Днестровской громады;
3. При проведении публичного отчета перед горожанами особое внимание уделять выполнению своих предвыборных обещаний.
Пресс-служба Одесской областной организации ВОО «Комитет избирателей Украины»