Последнее заседание собрания наших городских народных представителей принесло значительное количество решений, которые могут влиять на выполнение предвыборных программ (и изменения в городской бюджет, и очередная программа развития информационной сферы, изменения в программы «Равенство», «Я - одессит»). Но в данной публикации мы хотим детально обратиться к принципиально новым решения и проанализировать, каким же образом они могут сказаться на выполнении предвыборных программ, а следовательно и жизни одесситов.
Несмотря на то, что состояние жилого фонда, особенно в исторической части города просто таки критическое, в своих предвыборных программ о возможности разрешения этой проблемы позаботились только ВО Батькивщина, пообещавшая добиться выделения не менее 10% средств местного бюджета на капремонт жилого фонда, и уже бывшая Сильная Украина, которая обязалась принять порядок проведения текущего и капитального ремонта с финансированием за счет платежей населения за текущий ремонт или местного бюджета (в зависимости от состояния зданий).
Прошло уже более двух лет, но ни первое ни второе обещание так и не начали выполняться. Более того, ни на одной из сессий, вплоть до последней, вопрос ремонта жилого фонда не поднимался в виде отдельного решения, или уж тем более комплексной, программы, концепции и тому подобного. И только в повестке дня последней сессии появился проект решения, который, как казалось, свидетельствовал о том, что проблема наконец-то таки была осознана в полной мере и нашла свое комплексное решение.
16 апреля большинством совета проект стал решением, которым и утвердили «Концепцию капитального ремонта, реконструкции, реновации и модернизации строений, сооружений и кварталов устаревшего жилищного фонда г. Одессы на 2013-2025 годы». Но не все так просто с этой концепцией, как кажется на первый взгляд. Суть концепции заключается в комплексном процессе ремонтно-восстановительных работ устаревшего жилого фонда с помощью внутренних ресурсов громады и инвесторов через механизм предоставления им бесплатно (или за условную цену — 1 грн.) чердачных помещений мансардных надстроек.
Хотя, в целом это пока еще только Концепция, и ее дальнейшая реализация предполагает еще принятие целого ряда городских программ, решений и положений для своей конкретизации, но общественники уже сейчас обращают внимание на то, что такое распоряжение имуществом противоречит правам собственности жильцов приватизированных квартир, которые будут отдаваться под реконструкцию, поскольку решение о передаче помещений инвесторам будет принимать городской совет, а на деле же мансардные помещения находятся в совместной собственности жильцов. Не лишним будет добавить, что концепцией предусматривается и компенсация стоимости помещений (или предоставление новых, соизмеримых по площади) жильцам тех зданий, в которых будет производиться реконструкция за счет инвесторов. Как на деле происходит эта «компенсация» одесситы уже убедились на примере «Климовского квартала».
В целом же, эта концепция заслуживает более глубокого анализа, но наш материал посвящен анализу выполнения предвыборных обещаний сквозь призму последних решений совета. К ним мы и вернемся. Итак, то, что данная концепция не будет способствовать выполнению указанным нами выше обещаний Батькивщины и экс-Сильной Украины, не сложно убедиться, поскольку финансирование реконструкции будет происходить за счет средств инвестора, а не городского бюджета. Но, принятие этой концепции противоречит и еще некоторым обещаниям. В частности, в трех месячный срок она предусматривает создание нового Управления в структуре Одесского городского совета, а также введение должности нового зама мэра с соответствующими полномочиями для реализации данной концепции. При этом Партия Регионов обещала сократить чиновничий аппарат минимум в полтора раза, Батькивщина — не менее, чем на ¼, а РОДИНА — на 40%. Таким образом, речь о выполнении этих обещаний уже тоже не идет. И это при том, что за последние пол года количество чиновников городского совета только увеличивалось.
Приобрел город еще одну важную целевую программу: Программу включения центральной исторической части застройки Одессы в основной список Всемирного наследия ЮНЕСКО, рассчитанную на следующих три года. Программа предполагает целый комплекс мер, среди которых есть и ремонтно-реставрационные работы объектов, являющихся памятниками архитектуры. И здесь можно было бы увидеть отличный, хоть и запоздалый старт, для реализации обещания Батькивщины реставрировать памятники архитектуры, сохранять исторический центр города. Но при более детальном рассмотрении Программы мы узнаем, что ею предусматриваются реставрационные работы лишь на трех памятниках архитектуры. Причем самая большая сумма предусмотрена на реставрацию здания Старой Биржи или здания Одесского городского совета. На реставрацию этого памятника предусматривается не много, не мало — 25 млн. гривен из государственного бюджета. К слову, этот памятник архитектуры и так находится в более, чем удовлетворительном состоянии, особенно в сравнении остальными историческими зданиями, к примеру, с тем же печально известным Домом Руссова. Значительно меньше собираются выделить на реставрацию Воронцовского дворца (всего-то 15, млн. грн. из городского бюджета). Наконец, на 6 млн. из государственного бюджета рассчитывают городские власти для проведения ремонтно-реставрационных работ на Потёмкинской лестнице.
Был дан старт на этой сессии выполнению позабытому доселе обещанию Алексея Костусева прекратить разбазаривание прибрежных земель. Большинством совета было принято решение о мерах по недопущению отчуждения из коммунальной собственности земель городских склонов, парков и скверах, которым запретили отчуждение указанных выше земель. Но говорить о стопроцентном выполнении этого обещания мы все равно пока не можем, поскольку оценка будет адекватной только после того, как сможем понаблюдать, будет ли это решение соблюдаться.