28-10-2013
  Поделиться


28-10-2013 17:54
Одесская канализация: уже на плаву или еще на плаву?

Тема канализации – одна из самых больных в нашем городе. Впрочем, принято вспоминать о ней обычно в двух случаях: либо когда летом в очередной раз вода в море становится непригодной для купания, либо когда на Одессу обрушиваются дожди и система сбора ливневых вод оказывается катастрофически не готовой к приему относительно большого количества воды.

Между тем, как и любая коммунальная тема, она требует постоянного внимания. Принципиально важно, чтобы общественность контролировала или хотя бы пыталась контролировать власть не только в ситуации, когда уже, как говорится, «поздно пить боржоми», а в обычной жизни, когда об авариях мысли в голову не лезут.

За громкими обвинениями и разоблачениями критиков власти, за успокоительными речами провластных СМИ скрывается очень непростая и далеко не однозначная проблема. Попробуем кратко оценить ситуацию.

По словам Михаила Ивановича Козырева, ветерана одесской коммунальной службы, всю структуру одесской канализации можно разделить на три части: Север, Юг и поселок Котовского. Деление на Юг и Север происходит, по его словам, в точке географического центра Одессы, примерно там, где находится «кубик Рубика», как его назвали в нашем городе, – бывшее здание обкома, ныне облгосадминистрации. Все, что от центра к Таирово и Черемушкам – это Южная станция очистки, а к Лузановке – Северная.

Центральная часть нашего города имеет канализацию, построенную еще 150 лет тому назад, в первую очередь бельгийцами, а все остальное, за редким исключением, –дитя советской эпохи.

Надо сказать, что многие сейчас с упоением вспоминают советское время, и, будем откровенны, сейчас, в условиях тотального произвола и коррупции власти, жесткие и относительно гуманные нормы советской жизни кажутся чуть ли не «золотым веком». На самом деле все совсем не так, как мы пытаемся себя убедить. С одной стороны, рост цен на нефть после арабо-израильской войны Судного дня принес в СССР долларовове изобилие, и многие крайне скупые нормы советской жизни тогда обрели относительное благополучие. Благосостояние людей стало стремительно расти, правда, все это происходило на фоне постепенно развала экономики. И коммунальное хозяйство не стало исключением. Крах экономической реформы конца 60-х сыграл свою роль именно в середине эпохи «застоя». Для нашей темы это важно потому, что сегодняшнее состояние канализационного хозяйства во многом объясняется событиями тех лет.

При всех недостатках имперской России, а они, несомненно, были, строительство и эксплуатация коммунального хозяйства, чем, кстати, занималось не мифическое «государство» в лице чиновников, а частные компании, велись комплексно и с прицелом на будущее. Однако даже прозорливые проектанты конца XIX века не могли себе представить масштабов роста города. Например, одним из недостатков их работы стало создание в центре Одессы не двух канализаций, как это следовало бы сделать, – обычной канализации и ливневой, а одной – общесплавной, которая соединяет в себе оба варианта. Главный недостаток этой схемы – в случае переполнения ливневой ветки канализации на улицы и в море выливается не только дождевая вода с мостовых.

Во всем остальном разработанная схема была почти безупречной. Канализация была построена с учетом рельефа, и канализационные воды сплавлялись самотеком по естественному наклону, то есть без насосов. Невзирая на отдаленные времена, проектанты канализации использовали опыт человечества, которое на само деле умело неплохо существовать и без компьютеров. Канализационные воды вовсе не сбрасывались в море, а приходили на поля орошения, где очищались естественным образом, причем очень хорошо. Проблема в том, что для естественной очистки требуются большие площади. А объем канализационных вод быстро нарастал.

Вообще надо понимать, что проблемы экологии появились не вчера. И если в СССР экологические вопросы зазвучали лишь в годы перестройки, то это было связано не с отсутствием проблем, а с отсутствием реальной дискуссии в обществе. Правда, в профессиональной управленческой среде, в частности, в знаменитом тогда журнале «ЭКО» вопросы экологии начали звучать еще в конце 70-х, но власть особого внимания на это не обращала.

Для того чтобы понять остроту проблемы, можно привести один пример – не одесской, но от этого не менее характерный.

В городе Мариуполе, по данным официальных экологов, имеется ДВА металлургических комбината. Один был построен при «царе», второй в годы советской власти. Оба сливают свои технические сбросы в море. Вопрос на сообразительность: какой из заводов имеет очистительные сооружения – построенный сто лет назад или при советской власти? Я думаю, ответ понятен – при «царях».

Этот пример, кстати, характерен и для Одессы. Практика сброса неочищенных вод в море в советское время имела характер общенациональной трагедии. Разумеется, одесские примеры меркнут на фоне экологических катастроф того времени, но при всей системе планового хозяйства огромное количество необходимых коммунальных решений так и не было воплощено в жизнь.

Например, на поселке Котовского, который мы ранее выделили в отдельную группу, практически отсутствует система ливневой канализации. Вся структура рельефа там такова, что ливневые воды должны были естественным путем уходить в Крыжановскую балку, а оттуда в море.

Данный пример не является случайным. Коммунальная служба в советское время находилась на периферии интересов власти, вложения туда были очень небольшие, экологические задачи ставились крайне ограниченные, и потому состояние коммунальных служб нашего города к моменту получения независимости было, скажем так, не блестящим.

Однако, разумеется, недофинансирование коммунального хозяйства в советскую эпоху просто меркнет перед ситуацией в независимой Украине. Советские размеры коррупции и воровства, которые были фактически заложены в планы работы, просто ничтожны перед «системным» разворовыванием наших дней. И главная причина в том, что в работе коммунальных служб ничего не изменилось с советских пор. О чем идет речь?

В советское время система коммунального хозяйства была закрыта от общественного контроля. Публичные дискуссии тех лет в профессиональной литературе, в том же «ЭКО», открывали, конечно, часть проблем, хотя я, постоянный читатель этого журнала тех лет, не помню обсуждения коммунальных проблем – на фоне всего остального они казались тогда не очень важными. Но в целом система была рассчитана только на контроль со стороны советской и партийной власти.

Пока власть держала сама себя в узде путем контроля за элитой, подобная система могла устранять наиболее вопиющие случаи бесхозяйственности и воровства. Однако в наши дни система эта осталась без изменений, реальный контроль возможен только для власти, но теперь власть абсолютно не заинтересована в конечном результате. Мало того, ее вполне устраивает система манипулирования общественным мнением, ибо реальная информация о состоянии дел в той же коммунальной сфере в публичном рассмотрении отсутствует. Власть предоставляет откровенно недостоверную информацию, и о реальном состоянии дел мы можем судить лишь по происходящим время от времени техногенным катастрофам.

Главная причина, по которой наша Одесса еще не «накрылась медным тазом» со всеми жителями разом, – это почти полная остановка подавляющего большинства одесских предприятий. Простой пример. Великий и могучий «Инфоксводоканал» после «грандиозных инвестиций», которые он обязан был осуществить в одесскую систему поставки питьевой воды, поставляет, по словам Михаила Ивановича Козырева, столько же воды, сколько ее поставлял «Одесводоканал» в советское время. Только тогда вода шла и на предприятия, а жители получали ее лишь в дневное время. А теперь этой мощности хватает на весь день.

Аналогичная ситуация и с канализацией. Объемы «водоотведения», как это красиво именуется, сейчас гораздо меньше, ведь нет предприятий с их сложными производственными циклами, с химикатами, которые содержались в канализационных водах предприятий. Правда, появились другие проблемы, о них речь ниже.

Общественный контроль за деятельностью коммунальных служб, как муниципальных, так и частных, особенно монополистов, является на самом деле обязательным условием существования городских коммунальных систем.

Простой пример. По словам бывших сотрудников «Инфоксводоканала», его руководство продало или нашло иное применение большинству участков земли, на которых расположены системы «катодной защиты». Это системы, призванные сохранить стальные трубы – от коррозии, вызванной вихревыми токами. Бывшие работники «Инфоксводоканала» утверждают, что многие из этих участков «катодной защиты» используются сейчас для других целей. К сожалению, проверить данное утверждение, чрезвычайно важное для жителей города, крайне сложно: во-первых, нет соответствующего механизма доступа к этой информации, и, во-вторых, что очень важно, отсутствует независимый экспертный потенциал, так как специалисты сохранившихся ведомственных институтов напрямую зависят от благосклонности хозяев – того же «Инфоксводоканала». Мы много и громко обсуждаем ситуацию в сфере архитектуры, так как коррупция в этой сфере почти на виду. Но коррупция в профессиональной ведомственной сфере не становится меньше от того, что ее видно далеко не всем.

Прежде чем перейти к техническим аспектам проблемы Одесской канализации, в наши дни необходимо сначала рассмотреть вопросы юридические. И уже здесь перед нами разверзнется настоящая пропасть.

Оказывается, каждая из Одесских канализаций имеет своих собственную управляющую компанию. То есть фекальной канализацией управляет и обслуживает арендатор Одесского водопровода – Инфоксводоканал. А вот ливневой канализацией управляет коммунальное предприятие «Одесские дороги». Однако на этом юридические прелести не заканчиваются.

Кстати, пусть никто не питает иллюзий о том, что такая неопределенная ситуация касается только канализации. Во-первых, в районах частной застройки канализации «числится» как бы за жителями. Как бы потому, что никаких документов о границах балансовой ответственности владельцев частного жилья и Инфоксводоканла или дорожников нет. Во-вторых, вообще отсутствуют подобные документы о границах балансовой ответственности по всему городу в части и водопоставок, и канализации. И, в-третьих, самое печальное. В нашем коммунальном хозяйстве таких договоров вообще, практически, нет. Даже в сфере поставок электроэнергии. Формально ЖЭКи получают деньги от Облэнерго на дворовые сети. Однако где начинаются сети ЖЭКов и ОСМД, и где заканчиваются сети Облэнерго, документов нет.

По остальным коммунальным услугам ситуация еще хуже. Но вернемся к канализации.

Сбор с предприятий города за работу ливневой канализации осуществляет Инфоксводоканал. Расчет этот осуществляется по формуле, в зависимости от количества осадков в нашем регионе и территории предприятия. Есть в данном районе ливневая канализация, нет ее, очищаются стоки или нет – все это никак не влияет на тариф. Поэтому, кстати, никакой материальной заинтересованности в эффективной работе ливневой канализации ни у кого нет. Для КП «Одесские дороги» это дополнительная обуза, для Инфоксводоканала – дополнительный почти халявный приработок.

Нам, увы, точно неизвестно, отчисляет ли Инфоксводоканал какие-то средства КП «Одесские дороги»? Но, судя по тому, что это вопрос никогда публично не поднимался, то вряд ли.

Так кто же и за что отвечает?

С одной стороны Одесский городской совет, Одесский исполком представляют интересы территориальной громады в отношениях громады и тех монопольных структур, которые реализуют коммунальные услуги в нашем городе. То есть именно исполком в данном случае должен контролировать и оценивать работу «Инфоксводоканала» в части работы фекальной канализации. По сути, это просто вопрос о том, насколько хорошо «Инфоксводоканал» работает за наши деньги, насколько качественно он выполняет свои услуги.

Очень трудно оценить, насколько хорошо эта работа выполняется коммунальными структурами. Судя по тому, что получить информацию об авариях в сетях «Инфоксводоканала» можно сейчас только в диспетчерских службах самого «Инфоксводоканала», то даже информация об авариях не предоставляется в полном объеме аварийным городским службам, как, впрочем, происходит и с другими монополистами. Очевидно, что реальную оценку работ по работе фекальной канализации городские службы осуществить не способны.

Так как и монополист и сами городские структуры информацию о реальном состоянии дел держат исключительно при себе, то и в вопросе об эксплуатации действующей канализации нам приходится исходить лишь из доверия либо из недоверия городским властям.

Поддерживают информационный голод городские службы из-за собственной информационной некомпетентности, или, наоборот, потому, что понимают, что сказать им нечего, ответить, практически, невозможно. Увы, при ознакомлении с технико-экономической ситуацией по открытым источникам, приходится признать и некомпетентность и полное отсутствие готовности реформировать ситуацию.

Ну а теперь к вопросам технико-экономическим..

Вопрос о судьбе одесской канализации можно разделить на три части:

1. Эксплуатация действующей фекальной и ливневой канализации.

2. Оперативная реконструкция систем фекальной и ливневой канализации

3. Стратегические инфраструктурные проекты по реформированию одесской фекальной и ливневой канализации.

1. Эксплуатация действующей фекальной и ливневой канализации

Специфика работы системы ливневой канализации заключается в том, что необходимо регулярно проводить сбор мусора в мусоросборниках ливневой канализации. В любом устройстве входа в систему ливневой канализации есть специальный сифон мусоросборника, который призван задерживать и собирать мусор для его последующего удаления из сифона. Мусоросборник позволяет быстро и эффективно собирать мусор и не допускать попадания сравнительно крупных кусков мусора в канализационные трубы. Проблема заключается, во-первых, в том, что эти мусоросборники нужно регулярно чистить, в противном случае дождевые стоки не попадают в канализацию, а во-вторых, лучше это делать с применением специальной техники.

По свидетельству Михаила Козырева, он видел в городе время от времени работающий грейдер по очистке мусоросборников. К сожалению, мы не в силах ответить, насколько регулярно это делается – эти сведения, как и остальная подробная информация по поддержанию инфраструктурных сетей города в рабочем состоянии, хранится в тайне. Если судить по тому эффекту, который происходит в нашем городе даже после маленького дождика, то реально эта работа выполняется в крайне малом объеме. Между тем, что сложного в том, чтобы раз в неделю публиковать информацию, какая часть стоков ливневой канализации очищено от мусора?

Весьма серьезным в Одессе является вопрос и очистки фекальной канализации. В силу того, что контроль за работой «Инфоксводоканала» фактически отсутствует, то и нарушения тех, кто использует канализацию не по назначению, также никто не контролирует. По мнению Феликса Кобринского, сплошь и рядом строители, ведущие в старой части города строительство или реконструкцию, сбрасывают в канализацию строительный мусор. Феликс Кобринский неоднократно приводил примеры, когда жители города, пытающиеся самостоятельно очистить канализацию, сталкивались с огромным количеством строительного мусора в ней.

Ничего удивительного в этом нет. Так как городские власти сами не контролируют «Инфоксводоканал», то и он не стремится ввести жесткий контроль за действиями потребителей. Между тем на одесских улицах очень часто, простите, откровенно воняет, и это обычно свидетельствует, что канализация в этом районе забита.

Но если проблемы городской фекальной канализации состоят в первую очередь в отсутствии надлежащей эксплуатации, то ситуация с ливневой канализацией просто катастрофическая.

Очень плохо, что в центре, где совмещаются на уровне основных сетей две канализации – фекальная и ливневая, после любого значительного ливня вода переполняет канализацию, и весь этот поток уходит в море. Это касается, прежде всего, района Таможенной площади – там хватает и небольшого дождика.

На Черемушках и Таирова, по словам Михаил Козырева, есть раздельные системы фекальной и ливневой канализации с их очисткой, но внутри кварталов канализация все равно общесплавная.

Однако в остальных районах ситуация еще хуже. На Фонтане вдоль побережья и в части поселка Котовского ливневая канализация отправляет дождевые стоки в море безо всякой очистки. Стоки с Фонтана по естественному уклону уходят в Фонтанскую балку, а стоки с поселка Котовского – в Крыжановскую балку. Причем вода идет не столько по поверхности, сколько под землей.

Однако в последние годы ситуация здесь стремительно ухудшается: обе эти балки стали стремительно застраиваться, перекрывая ливневые стоки. Насколько нам известно, никаких усилий по разрешению этой проблемы не предпринимается.

Правда, в 1971 году, после холеры от Аркадии до дачи Ковалевского была построена напорная канализация. Однако, в отличие от бельгийских и английских, она через 15 лет пришла в негодность.

Сейчас, по словам Михаил Козырева, действует канализация, построенная уже после той, 1971 года. Кроме того, от Аркадии до 10 станции Фонтана идет первая очередь канализации глубокого заложения (60 метров глубины), которую планировали довести до дачи Ковалевского, но не хватило средств.

К сожалению, получить представление о том, что на самом деле творится в этой сфере, очень сложно. Простой пример: в проектной документации по проекту детального плана территорий Фонтанская дорога – Педагогический переулок – улица Тенистая – улица Посмитного, в разделе «Ливневая канализация» указано, что ливневая канализация в данном районе (район Аркадии) сливает ливневые стоки в море. Напомним, что у всех предприятий, находящихся в этом районе, в счетах от «Инфоксводоканала» стоит строка – «ливневая канализация», за которую юридические лица платят деньги.

2. Оперативная реконструкция системы канализации

Сказать, что в сфере обслуживания канализации не имеется финансовых ресурсов – это, скажем мягко, сильно погрешить против истины. Дело не только в том, что «Инфоксводоканал» получает весьма значительные средства за водоотведение и за работу ливневой канализации, но кроме этого, для любого нового строительства или реконструкции требуется соответствующее согласование «Инфоксводоканала», которое стоит очень и очень недешево. Однако действительно ли эти средства идут на реконструкцию системы канализации Одессы, ответить почти невозможно. Контроль за этими средствами, как и за средствами, которые «Инфоксводоканал» собирает путем выписывания штрафов за нарушения «Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации населенных пунктов Украины», практически невозможен.

Надо заметить, что главное событие в этой сфере произошло вообще без участия «Инфоксводоканала». Совместными усилиями различных лоббистов, еще во время правления Леонида Даниловича Кучмы, по словам Михаила Козырева, Киевом были централизовано выделены деньги для строительства 10-й насосной станции в районе Лузановки для обработки стоков поселка Котовского. Ведь жилмассив все рос и рос, а канализационные стоки превысили все возможности действующих на тот момент канализационных систем. К сожалению, до ливневой канализации руки не дошли.

На сегодняшний день, по словам Михаила Козырева, есть проект канализации от Аркадии до дачи Ковалевского. К сожалению, у нас нет на данный момент информации, принимает ли участие «Инфоксводоканал» в этом проекте.

Тут необходимо учесть один очень важный момент. Вся зона побережья от Ланжерона до дачи Ковалевского на сегодняшний день – это элитная недвижимость и дорогие гостиницы, включая апартаменты. И отсутствие ливневой канализации означает, что само море в этой зоне слишком часто оказывается недоступным для купания. Спрашивается, зачем нужна гостиница на побережье, если купаться в море нельзя?

Можно предположить, что за данным проектом стоят гостиницы на побережье. Как версия – это вполне реально.

К сожалению, именно тот, кто обязан за этим следить – городские власти плюс «Инфоксводоканал» – что-то не слишком активно стремятся к реформированию системы. А если с фекальной канализацией все относительно неплохо (промышленность не работает – объемы канализационных вод значительно сократились), то с ливневой канализацией ситуация иная. Прошлогоднее наводнение на Балковской отчетливо показало, что система резервных прудов для погашения напора ливневых вод откровенно не работает. Большая часть прудов засыпана, а тот, что остался… Михаил Козырев сказал, что он используется, а Феликс Кобринский сказал, что нет. Официальной позиции нет. Интересно, там хотя бы знают об этих прудах? Ведь по публичным разборкам после наводнения на Балковской, из чиновников и должностных лиц Совета и исполкома о них никто, на сколько я помню, не говорил.

По словам Валерия Матковского, городские власти провели реконструкцию ливневой канализации под Французским бульваром в районе санатория «Чкалова», однако при больших дождях Французский бульвар опять превращается в пруд, особенно в районе между улицами Семинарской и Пироговской.

Трасса по Среднефонтанской в районе 2-й станции Большого Фонтана – тоже один из самых глубоких «прудов» в случае больших дождей. И речь идет не о том, что там не очищены мусороприемники, что, кстати, вполне реальная, но не самая главная проблема. Речь идет о реконструкции подземной системы ливневки. И таких точек в городе очень много. Но пока ни о какой программе по реформированию узких мест ливневки городские власти речь не ведут.

3. Стратегические инфраструктурные проекты по реформированию одесской системы канализации.

Представить Одессу курортным городом при существующей системе ливнево-фекальной канализации просто немыслимо.

Проблемы фекальной канализации достаточно очевидны. Необходимо наладить систему максимальной очистки, особенно с учетом массового использования населением огромного числа различных бытовых химических средств. Если общий объем фекальных стоков после остановки многих больших предприятий сократился, то состав фекальных вод за последние годы сильно изменился. Новая химия требует новых методов очистки.

Проблемой также является система сброса очищенных вод в море. С одной стороны, труба имени Тарпана позволила увести сброс вод подальше от берега. Увы – по мнению биологов, длина трубы не имеет большого значения, так как глубина Одесского залива не более 30 метров. А это значит, что выброс вод происходит в поверхностном уровне и не уходит на глубину, следовательно, велика вероятность, что эти, пусть и очищенные, пусть и сброшенные подальше воды все равно вернутся к берегу. Конечно, лучше сбрасывать на расстоянии два километра, чем 100 метров, но все равно это не решение проблемы.

Кроме того, сброс пусть и очищенных фекальных вод в море ведет к опреснению Одесского залива, что уж никак не благоприятствует его экологическому состоянию.

Однако по сравнению с ливневкой проблемы фекальной канализации на сегодняшний день кажутся не очень значительными. Именно ливневая канализация превращает Одессу в курортный город без моря. В условиях недоверия людей к данным санитарных служб одесситы не представляют себе реальное состояние морской воды, и априори очень осторожно относятся к купанию. Трудно ожидать, что при таком отношении местных жителей курортники будут относиться к морским купаниям в Одессе по-другому.

Кроме того, проблема ливневой канализации имеет еще одну очень важную составляющую.

Как уже было сказано, в Одессе дождевые воды уходили в море через балки, причем в основном под землей. К сожалению, за последние лет тридцать строительство ведется абсолютно без учета этого фактора.

По мнению Михаила Козырева, балка Военного спуска, парк Победы, балка Дачи Ковалевского от рынка 7-й километр, уже упомянутые балки 10 станции Фонтана и Крыжановки, балка Аркадии… Все естественные пути движения ливневых вод застраиваются. В результате эти воды не попадают в море, а повышают уровень грунтовых вод. В условиях нашего города, где происходят регулярные выбросы техногенных вод в результате прорывов водопроводов и канализаций, течи сетей, в первую очередь тепловых, это ведет к тотальному подтапливанию города. Проблема ливневки – это не только загрязненное море, это еще и нарастающая вероятность подтопления домов, ведущего в конечном счете к их разрушению.

К сожалению, ни городские власти, ни «Инфоксводоканал» не демонстрируют готовности решать эту проблему.

Леонид Штекель, Odessa-daily


  
  Поделиться


Логин:

Пароль:

Регистрация.
Забыли логин или пароль?

ЦИТИРОВАТЬ (Чтобы вставить цитату, выделите нужный фрагмен текста на этой странице и нажмите "ЦИТИРОВАТЬ")
Осталось символов –

Введите проверочный код



Логин:

Пароль:

Регистрация.
Забыли логин или пароль?
НАЙТИ ДЕПУТАТА
Для поиска используйте буквосочетание из не менее, чем 3-х букв


Подписаться на рассылку (только для зарегистрированных пользователей. регистрация.)
Введите Ваш email:

Партнёрам: Код нашего баннера можно скопировать тут.

НОВОСТИ, СОБЫТИЯ
27 сентября
12:06

Розпочалося стартове оцінювання рівня прозорості бюджетного процесу у громадах-партнерках програми USAID DOBRE

25 сентября
11:31

В умовах тимчасової окупації громадам особливо важливо долучати жителів до участі в бюджетному процесі: рекомендації експертів проєкту «Бюджети в екзилі»

11 сентября
10:53

Громадський центр правосуддя в м. Татарбунари підсумував черговий етап діяльності

05 сентября
14:25

У місті Татарбунари на Одещині розвивається гуманітарний волонтерський хаб

03 сентября
15:55

Які соціальні послуги доступні в умовах війни: консультує Громадський центр правосуддя в м. Татарбунари

29 августа
15:00

Як громадам залучати жителів до бюджетного процесу: практичні поради за результатами проєкту «Бюджетна партисипація від А до Я»


14:52

Як відновити втрачені документи: консультує Громадський центр правосуддя в м. Татарбунари

27 августа
13:47

Як "сусідська варта" допомагає підвищити безпеку в громаді

23 августа
13:26

Розбудова системи доброчесності у територіальних громадах: стартує новий проєкт за підтримки програми USAID DOBRE

30 июля
22:24

Конкурси малюнків, квести й уроки фінансової грамотності: як залучати молодь до бюджетного процесу

03 мая
18:00

У громадах Півдня України проводять картування місцевого неурядового сектору

27 апреля
10:51

Ресурсні центри для неурядового сектору Півдня України визначили пріоритетні сфери розвитку

15 апреля
14:56

В Одеській області пройде форум громадянського суспільства з гуманітарного реагування в умовах війни

20 декабря
11:10

У громадах Одеської області обговорили актуальні безпекові та правові виклики

21 августа
19:02

Атака на історичний центр Одеси: наслідки для культурної спадщини та реакція міжнародної спільноти

28 июня
13:53

Тренінг є частиною програми посилення спроможності волонтерських та гуманітарних організацій на Півдні України, що реалізується PTF Europe та Одеською обласною організацією ВГО «Комітет виборців України».

07 июня
12:14

Сервісна допомога людям та довготривалі рішення для громад: робота Громадського центру правосуддя в м. Татарбунари

11 марта
22:15

Public Talk “Одеса після Перемоги”: що пропонують депутати і експерти

23 февраля
15:49

Зменшення впливу на прийняття рішень та ігнорування з боку влади: з чим стикаються місцеві депутати під час війни

29 декабря
14:03

В Одеській області громади обмінялись досвідом та проблемами роботи з ВПО в умовах війни


RSS

View My Stats



       
    Поддержка проекта “Твой местный депутат: Одесская область”, который выполняется Одесской областной организацией Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» была осуществлена Фондом Восточная Европа в рамках программы “Твой местный депутат: мониторинг деятельности депутатов местных советов в Украине”, которая является совместной инициативой Фонда Восточная Европа и Черкасской областной организации Комитета избирателей Украины и выполняется при финансовой поддержке Фонда демократии ООН (UNDEF) и Агентства США по международному развитию (USAID).
     Мнения, отраженные на сайте, принадлежат их авторам и могут не совпадать с точкой зрения партнеров программы.

 

Веб-розробка