От редакции "Твой местный депутат": Экс-депутат Одесского областного совета Николай Шутов, возглавлявший постоянную комиссию по экономике и являющийся профессором экономики проанализировал чем может быть интересна Одесская область европейским инвесторам.
Высокий уровень иностранного инвестирования Одесской области является мифом. По данным Главного управления статистики в Одесской области и Государственной службы статистики Украины объем прямых иностранных инвестиций (данные на 1 июля 2013 года) в Одесскую область составил 1,6 млрд. дол. США. Это всего 3% от суммы всех иностранных инвестиций, вложенных в Украину (55,3 млрд. дол.). Если же общий объем инвестиций пересчитать по количеству денег на душу населения, то окажется, что этот показатель далек даже от среднеукраинского. В нашей области он составляет 697,9 долл., что в 1,7 раза меньше, чем в среднем по стране — 1218,1 долл. Иначе говоря, потребности Одесской области в инвестировании, в том числе иностранном, достаточно велики. В этом может быть перспективным подписание нашей страной договора ассоциации с ЕС.
Высокий уровень иностранного инвестирования Одесской области является мифом. Объем прямых иностранных инвестиций в Одесскую область составил 1,6 млрд.дол.США. Это всего 3% от суммы всех иностранных инвестиций, вложенных в Украину (55,3 млрд. дол.).
Для оценки инвестиционного потенциала Одесской области важен правильный учет современных геополитических и геоэкономических реалий. Бассейн Черного моря, куда выходит Одесская область, – это стратегический район, граничащий с Ближним Востоком и являющийся ключевым транзитным маршрутом перекачки каспийской нефти. Согласно данным ЕС, 50% потребляемой энергии сегодня составляют импортные поставки, а к 2020 году эти объемы должны превысить 75% и увеличение поставок энергоресурсов будет происходить через территории именно причерноморских стран.
Но, из разведанных ресурсов углеводородного сырья на шельфе Черного моря — 3,5 трлн. тонн условного топлива, более трети находится в территориальных водах Украины. Однако Украина до сих пор остается единственным государством черноморского бассейна, которое не ведет добычу углеводородов в своей части глубоководного шельфа.
Украина до сих пор остается единственным государством черноморского бассейна, которое не ведет добычу углеводородов в своей части глубоководного шельфа. Черноморский регион служит соединяющим стратегическим звеном на оси Каспий-Черное море-Европа, является регионом добычи и транзита углеводородного сырья и таким образом он становится зоной особого внимания и противоборства США и ЕС.
Из вышесказанного следует, что Черноморский регион служит соединяющим стратегическим звеном на оси Каспий-Черное море-Европа, является регионом добычи и транзита углеводородного сырья и таким образом он становится зоной особого внимания и противоборства США и ЕС. В этом аспекте Одесская область входит в зону интересов этих государств и группировок, обладает важнейшим потенциалом как транзитер добычи углеводородов на украинской части шельфа Черного моря. Через Одесскую область проходит ряд международных транспортных коридоров. Черное море как никакое другое удобно для сообщения из Средиземного моря по Дунаю в страны Центральной Европы и в Северное море и в обратном направлении.
Традиционно инвестиционный потенциал Одесской области озвучивается в несколько в иной компоновке: создание и модернизация транспортной инфраструктуры, развитие морехозяйственного комплекса, развитие высокопродуктивного агропромышленного производства, развитие курортно-рекреационной отрасли, стимулирование межрегионального и трансграничного сотрудничества. С такой группировкой, как следует из вышесказанного, можно согласиться, но только частично.
Сегодня для инвесторов реальный интерес представляют предприятия основным видом деятельности которых являются: транспортные услуги; производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий; финансовая деятельность; производство продуктов нефтепереработки и химическая промышленность; оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле; строительство. То есть — это главным образом инвестиции в экономические сферы с коротким циклом оборачиваемости капитала, не связанные с инновационными тенденциями и, по сути, воспроизводящие существующую техническую и технологическую отсталость украинских предприятий. Особняком стоят инвестиции в нефтепереработку и химическую промышленность, где конкуренция на внешних и внутренних рынках заставляет собственников этих предприятий вкладывать деньги в реконструкцию мощностей, сохраняя тем самым конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Главным образом — инвестиции в экономические сферы с коротким циклом оборачиваемости капитала, не связанные с инновационными тенденциями и, по сути, воспроизводящие существующую техническую и технологическую отсталость украинских предприятий. Инвестиционную деятельность можно сравнительно быстро активировать, формируя определенную регуляторную базу: создавая свободные экономические зоны, территории приоритетного развития и индустриальные парки, которые предоставляли бы инвесторам льготы именно в приоритетных для экономики области отраслях.
Инвестиционную деятельность можно сравнительно быстро активировать, формируя определенную регуляторную базу: создавая свободные экономические зоны, территории приоритетного развития и индустриальные парки, которые предоставляли бы инвесторам льготы именно в приоритетных для экономики области отраслях. При проектировании экономико-правовых механизмов экономико-правовых оазисов в обязательном порядке нужно учесть наработки наших соседей-конкурентов. Поскольку среди такого рода территорий существует конкуренция. Инвесторов сегодня ждут во многих странах. Поэтому задача заключается в построении механизма, балансирующего, с одной стороны, между национальными и региональными интересами, а с другой – интересами инвесторов.
При формировании подходов к реализации инвестиционного потенциала Одесской области должны быть определены стратегические направления и приоритеты развития отраслей и производств, проведено зонирование районов области с выделением приоритетов – районы промышленности, туризма, бальнеологические, аграрные и т.п. При этом важно учитывать существующие или перспективные конкурентные преимущества от интеграции, от кооперации и от соседства с различными странами. Важно планировать ступенчатость развития сотрудничества по срокам: краткосрочные проекты, среднесрочные и долгосрочные.
Еще один существенный момент связан с возможным созданием на территории области инновационных кластеров. Как показывает практический опыт, в большинстве своем это программы стратегического направления, общенационального значения и имеющие народнохозяйственный эффект. Не очевидно, что они смогут дать именно области заметный экономический рост, увеличение числа рабочих мест. В этом аспекте предпочтительней режимы свободных экономических зон, территорий приоритетного развития и индустриальных парков, в том числе локального и точечного характера.
Инициатива по созданию свободных экономических зон, территорий приоритетного развития и индустриальных парков на территории области должна принадлежать органам управления областью, а не идти на поводу у инвесторов, откуда бы они не были. При помощи инвесторов, несомненно – да.
Одним из важных сегментов привлечения инвестиций является экономический потенциал сотрудничества с ЕС, которым располагает Одесская область как регион со своими особенностями, интересами и бюджетом. Основные приоритеты такого сотрудничества можно выстроить следующим образом: экологическая чистота, занятость населения, доходы бюджета и населения, экономический рост определенного качества.
Отсюда наиболее актуальным в ближайшей перспективе видится развитие производства установок по выработке альтернативных видов энергии. Речь идет о производстве ветряных генераторов; пеллет – топливных гранул, сделанных из спрессованных опилок, листьев, соломы и пр.; биогазовых станций и солнечных панелей. Тема эта актуальна и перспективна. Товарная ниша, по сути, свободна. Если в среднем в мире экотопливо занимает 5% в структуре потребления энергоносителей, в странах ЕС — 15%, то у нас его доля – около процента. Это крайне перспективные и для внутреннего, и для внешнего рынка изделия. Реально, в будущем, даже ближайшем, им конкурент только атомные источники энергии. Такие производства имеются в странах ЕС.
Наиболее актуальным в ближайшей перспективе видится развитие производства установок по выработке альтернативных видов энергии. Второй сферой совместных действий с ЕС можно определить агропромышленный комплекс области. Возможна специализация на выращивании экологически чистой продукции с поставкой в Европу. Перспективным может быть развитие инфраструктуры трассы Одесса-Киев — отрезка проходящего по территории Одесской области в радиусе по 100 м. от магистрали — в формате зоны с льготным налоговым и инвестиционным режимом для развития транспортной, торговой, сервисной и логистической инфраструктуры. Область нуждается в региональном инвестиционном банке. Из других направлений сотрудничества, представляющих интерес для ЕС, перспективным может стать создание транспортно-логистических комплексов на базе аэродромов в Лиманском, Арцизе, Буялыке с установлением режима СЭЗ или ТПР для привлечения инвестиций и освоения объектов.
Кроме этого взаимовыгодной сферой сотрудничества может быть оснащение наших производств и жилья такими установками (особенно в сельской местности). Нужно помочь бизнесу, ЖКХ в массовом порядке перейти на новые источники энергии. И здесь необходима помощь стран ЕС. Цена 1000 куб.м. газа на биогазовой станции – 212-318 грн. (26-40 дол.). Сколько стоит покупаемый в России не секрет – не менее 400 дол. за 1000 куб.м. газа. Ветряк и солнечный коллектор окупаются за 9–11 месяцев.
Второй сферой совместных действий с ЕС можно определить агропромышленный комплекс области, а в нем перерабатывающие мощности на базе малого и среднего бизнеса. Возможна специализация на выращивании экологически чистой продукции с поставкой в Европу (опыт Мальты: земля завозная, вода завозная – продукция выращивается для Европы экологически чистая). С агропромом неразрывно связана тема создания оптовых и мелкооптовых рынков сельскохозяйственной продукции, где был бы свободный доступ к реализации продукции тех, кто её производит и перерабатывает.
Перспективным может быть развитие инфраструктуры трассы Одесса-Киев — отрезка проходящего по территории Одесской области в радиусе по 100 м. от магистрали — в формате зоны с льготным налоговым и инвестиционным режимом для развития транспортной, торговой, сервисной и логистической инфраструктуры.
С помощью кооперации с ЕС можно было бы завершить когда-то начатый процесс вывода промышленных предприятий из Одессы и теперь уже иная задача – возрождение промышленности на базе кластерных построений. Возможно установить для земель Одессы, зонированных для промышленного развития и прилегающих районов (не более 20 км. от границ Одессы) режим с льготными налоговыми и инвестиционными условиями для развития промышленности, транспорта, торговли и логистики.
Область нуждается в региональном инвестиционном банке. Цель: финансирование областных приоритетов, стимулирование малого и среднего бизнеса. В формировании такого банка могут принять участие государственные и частные капиталы стран ЕС, финансовые ресурсы областного бюджета и отечественного бизнеса.
Из других направлений сотрудничества, представляющих интерес для ЕС, перспективным может стать создание транспортно-логистических комплексов на базе аэродромов в Лиманском, Арцизе, Буялыке с установлением режима СЭЗ или ТПР для привлечения инвестиций и освоения объектов (возможны концессии). Кроме этого актуальны бальнеологические программы (Куяльник), экологический туризм.
Все зарубежные гранты и инвестиции должны проходить мониторинг, экспертизу с точки зрения блокирования различных видов ущерба: экологического, имиджевого, финансового, техногенного, продвижения враждебных или конкурентных идей, проектов, интересов — контроль исходный и промежуточный. В качестве примера можно привести кампанию в масс-медиа, которую в свое время провел против Одесского торгового порта Одесский горисполком. Главный тезис – Одесский порт будет вынесен из Одессы. При этом никаких оснований: ни экономических, ни административных, ни организационных, для такого императивного утверждения не было. Но после такого заявления, растиражированного по всему миру, по информации начальника порта, 40 млн. долл. иностранных инвестиций для Одесского порта оказались замороженными. Иначе как экономической диверсией такие действия Одесского горисполкома против одного крупнейших портов Украины, градообразующего и бюджетоформирующего предприятия Одессы, назвать нельзя. Свежий пример того же рода, это сброс фекалий в объеме порядка 20 тыс. тн. в воды пляжа Аркадия, санкционированный Одесским горисполкомом. Все средства массовой информации, Интернет- сообщество ни одну неделю обсуждали эту тему. Можно только представить как порадовались конкуренты Одессы – в Турции, Болгарии, Румынии и России и сколько туристов мы недосчитались в летний курортный сезон.
Источник - «Новостник».