Несмотря на близость новогодних праздников, на сессию пришли 110 депутатов. Причем, недавнее изменение регламента, согласно которому депутаты увеличили время своей работы без перерыва, дало свои положительные результаты — в конце сессионного заседания в зале находилось 96 депутатов.
Традиционно пленарное заседание началось с оглашения фракционных изменений и поздравления депутатов, которые отметили свой день рождения в межсессионный период.
После этого депутаты перешли к утверждению повестки дня. Председатель фракции «Батьківщина» Сергей Веселов предложил дополнить ее обращением к ректорам одесских ВУЗов «о недопущении отправки студентов и преподавателей на массовые мероприятия политического характера посредством давления или преференций». Поводом для подобного обращения стала организация властьимущими «массовой отправки митинг в поддержку руководства Украины 14-15 декабря 2013 года (так называемый «антимайдан») сотрудников учреждений и заведений коммунальной и государственной формы собственности».
Студенты вернулись в Одессу с киевского антимайдана
Сразу же после предложения депутата взял слово председатель облсовета Николай Тиндюк. Он проинформировал собравшихся, что этот вопрос рассматривался накануне согласительной комиссией и был снят как нецелесообразный. Впрочем, вопрос о включении обращения в повестку дня сессии был поставлен на голосование, но, как и можно было ожидать, депутатское большинство его не поддержало.
Кстати, позже глава оппозиционной фракции провел небольшую пресс-конференцию, на которой выразил возмущение действиями коллег.
«В очередной раз нарушена ст. 19 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов» (права депутата местного совета, - ред.). Нет нигде такого пункта, чтобы можно было снимать вопрос, внесенный фракцией, до сессии!», - заявил Сергей Веселов.
Политик рассказал как студентов и преподавателей массово свозили в Киев на «Антимайдан», а также сообщил, что «анимайдановцам» для этого выделили специальный поезд, хотя до сих пор не известно кто отдал такое распоряжение и за чей счет осуществлялась эта поездка.
«Партия регионов заявляет, что у нее в Одесской области 100 тысяч сторонников, но вместо того, чтобы организовать их доставку в столицу, использует админресурс, заставляя ехать бюджетников и студентов!», - возмущался оппозиционер.
В общем, после этого началось рассмотрение вопросов, включенных в повестку дня. Так, депутаты избрали заместителя председателя облсовета (эта должность вакантна свыше месяца), а также утвердили ряд других перестановок в совете.
Закончив с кадровыми вопросами, депутаты перешли к организационным - были утверждены штатное расписание и расходы на содержание аппарата и управления облсовета по имущественным отношениям. В аппарате облсовета сократили одну должность и повысить на 6% зарплаты работников аппарата. При этом, как заявил Николай Тиндюк, финансовые затраты на содержание аппарата облсовета в целом не изменятся.
«Мы не вышли за допустимые рамки в повышении трат на содержание аппарата», - заявил чиновник.
Впрочем, журналисты обратили внимание на явную завышенность средств налогоплательщиков, выделяемых на зарплату сотрудникам облсовета. Так, при численности аппарата облсовета в 69 человек на зарплату и начисления выделяется 7 миллионов 39 тысяч 900 гривен (делим на 12 месяцев и получается в среднем 586,5 тысяч гривен в месяц, а поделив на 69 человек, получается, что в среднем один сотрудник получает в месяц 8 тысяч 500 гривен). Аналогична ситуация и с зарплатой сотрудников управления по имущественным отношениям — на 35 человек выделяется почти 3,5 миллиона гривен (в среднем 286,5 тыс. грн. в месяц или свыше 8 тысяч гривен на одного сотрудника).
Во время брифинга председателя облсовета Николая Тиндюка журналисты попытались выяснить у чиновника причину столь щедрого финансирования. Председатель облсовета пояснил, что эти суммы включают в себя различные отчисления (в частности, в Пенсионный фонд), а оставшаяся часть далеко не равномерно распределяется среди штата облсовета.
«Я не могу пожаловаться на свою пенсию и зарплату, однако другие сотрудники аппарата получают меньше. Например, консультанты получают минимальную зарплату — таково действующее законодательство», - заявил Николай Тиндюк.
Чиновник также заверил, что он открыт для общения с журналистами и если кого-то интересует его зарплата, то он готов уделить время и рассказать о ней. Когда же представители СМИ попытались объяснить свой итерес тем, что речь идет о бюджетном финансировании, то Николай Тиндюк, очевидно, раздраженный столь щекотливой темой, заявил, зарплата чиновников – конфиденциальная информация и добавил: «Я не советовал бы вам считать чужие деньги». Кстати, обратите внимание насколько это заявление похоже на слова Президента Украины Виктора Януковича в похожей ситуации...
На этом денежные вопросы не закончились — депутаты внесли изменения в бюджет этого года. Решением облсовета были распределены субвенции и дотации из госбюджета, а также откорректированы некоторые другие расходы. Естественно, у депутатов возникли вопросы о том, когда же будет принят бюджет на следующий год. Директор департамента финансов ОГА Марина Зинченко объяснила, что сначала нужно дождаться принятия государственного, а потом в кратчайшие сроки принимать областной, чтобы и другие органы местного самоуправления могли принять свои бюджеты. Впрочем, даже если госбюджет не будет принят, ничего криминального не случится, - говорят эксперты, - все необходимые выплаты будут осуществляться по 1/12 средств от бюджета прошлого года.
Отдельно следует рассказать о работе депутатов с программами. Нужно сразу отметить, что в облсовете активизировалась работа по сокращению количества программ путем их объединения. Напомним, большое количество программ появилось в связи с изменением Бюджетного кодекса — теперь выделить деньги из бюджета можно лишь на то мероприятие, которое прописано в принятой советом программе (так называемый «программно-целевой метод составления бюджета»).
Впрочем, со временем большое количество программ начало доставлять неприятности. Так, на недавнем заседании согласительной комиссии депутаты возмущались большим количеством программ, из-за чего им сложно разобраться в целесообразности принятия новых и контроле выполнения действующих. Также депутаты обратили внимание на тот факт, что из-за большого числа программ целый ряд из них оказывается недофинансированным. В ответ на реплики депутатов, председательствующий Алексей Гончаренко объяснил, что в полном объеме профинансировать все программы нереально, поскольку для этого понадобилось бы 15 областных бюджетов.
Это еще раз подтвердило необходимость наведения порядка с программами. И, судя по всему, депутаты настроены решительно. Практически на каждом заседании предлагаются все новые варианты решения этой проблемы. Например, были предложения о том, чтобы каждая выносимая на утверждение программа сопровождалась пояснительной запиской, в которой указывалась бы необходимость ее принятия и уточнялось какие программы она объединяет.
Пока эти предложения не нашли своего воплощения в реальности. Однако, судя по всему, заставили облсовет прислушаться к мнению депутатов и провести кое-какую работу. В частности, на сессии депутатам была роздана специальная блок-схема, в которой в графическом виде показаны планы по сокращению программ.
В частности, по состоянию на 26 декабря 2013 года действует 60 программ, а в результате их количество планируется сократить до 13-ти путем объединения. И уже на этой сессии можно было наблюдать первые результаты такой работы.
В частности, в следующем году будет действовать новая программа — Областная целевая программа поддержки малообеспеченных слоев населения на 2014-2015 годы. Она объединила в себе 3 программы: программу по реализации Конвенции по правам инвалидов, программу преодоления и предотвращения бедности, а также «Молодежь Одесщины». Новая программа предусматривает предоставление социальной помощи малообеспеченным гражданам, поддержку ряда общественных организаций, проведение различных мониторингов и улучшение предоставляемой помощи, а также проведение определенной информационной работы (от уставноки акустического оборудования на светофорах до создания архитектурных карт доступности и проведения научно-практических конференций. Финансироваться программа будет из областного бюджета, а также районных и городских бюджетов. Из областного бюджета на реализацию программы планируется выделить 104 миллиона 849 тысяч 600 гривен. Не лишним будет отметить, что заниматься этой проблемой перед выборами 2010 года обещали Сильная Украина, Фронт Змін, СПУ и Батьківщина.
Еще одной новой программой, которая начнет свою работу в следующем году — Региональная программа поддержки развития книгоиздательства и средств массовой информации в Одесской области на 2014-2016 годы. Эта программа предполагает как издательство социально значимых книг, выпуск ряда газет (в том числе, и национальных меньшинств), так и проведение различных мероприятий и помощь в их участии. На три года из областного бюджета планируется выделить 19 миллионов 259 тысяч 700 гривен. Кстати, поощрять новаторские тенденции в библиотечном деле и книгоиздательстве обязался в своей предвыборной программе Фронт Змiн.
Проголосовали депутаты и за «Программу привлечения внешних ресурсов и развития международной деятельности Одесской области на 2014-2016 годы». Эта программа также результат объединения двух программ: привлечения внешних инвестиций и евроинтеграции. Программа предполагает проведение различных оценок нынешнего области, подтверждение рейтинга области в международных рейтинговых агентвах, проведение различных мероприятий, выпуск информационной продукции и т. д. За три года реализации программы на нее из областного бюджета планируют выделить 26 миллионов 670 тысяч гривен. Не лишним будет отметить, что заниматься этими проблемами обещала перед выборами Сильная Украина.
В новом году начнется реализация еще одной программы — Региональной программы информатизации Одесской области на 2014-2016 годы «Электронная Одесщина (е-Одесщина, е-Odessa Region»). В рамках программы планируется оснастить органы власти современным оборудованием и техническими средствами связи (в том числе, для безбумажного документооборота между различными структурными подразделениями), создать электронные базы данных и оснастить их надежной системой защиты информации и т.д. На реализацию программы планируется выделить из областного бюджета 32 миллиона 724 тысячи 900 гривен, из которых наибольшую сумму планируется выделить в 2014 году - 14 млн. 627 тыс. 400 грн.. Следует напомнить, что пункт о развитии информационных и телекоммуникационных сетей и, в частности, внедрениии электронного документооборота в органах местного самоуправления содержится в предвыборной программе Фронта Змін.
Появилась в области и Региональная программа гражданской защиты, техногенной и пожарной безопасности Одесской области на 2014-2017 годы. Программа предусматривает создание системы централизованного оповещения населения о возможных чрезвычайных ситуациях, закупку необходимых материалов для ликвидации и средств индивидуальной защиты, создание 104 подразделений местной пожарной защиты, ремонт соответствующих инженерных сооружений, проведение обучений и т. д. На 4 года реализации программы из областного бюджета планируется выделить 36 миллионов 51 тысячу 100 гривен. Нужно отметить, что «Создание системы эффективного информирования общественности, обеспечение населения информацией в понятном и доступном виде» является предвыборным обещанием Фронта Змін.
Помимо этого, депутаты внесли изменения в ряд существующих программ. Но, наибольшее внимание народных избранников было приковано к проекту решения «Об изменении наименования коммунального педприятия «Управляющая кампания индустриальных (промышленных) парков». Споры вокруг этого вопроса ведутся уже давно. Депутаты возмущались, что название решения не соответствует его сути — проект решения предполает изменить не только название КП, но и его Устав, а также цели и задачи. Другой проблемой называлось то, что предлагаемая проектом решения цель коммунального предприятия дублирует функции ряда департаментов облгосадминистрации. Впрочем, управделами облсовета Инна Поповская заявила, что все соответствует закону. Были и замечания, касающиеся и самой работы этого КП — как оказалось, почти все выделенные предприятию деньги ушли на зарплаты, а у предприятия имеются лишь компьютеры и градостроительная документация. Соответственно, многие депутаты хотели не изменить название предприятия, а вообще ликвидировать его. Однако, в итоге депутаты дали предприятию второй шанс и проголосовали за изменение его названия.
В целом, из 42 пунктов повестки дня затрагивали предвыборные обещания партийных структур 16, т. е., 38%.
Ярослав Католик
В материале использованы фото с http://odessa.comments.ua, http://rupor.od.ua, http://oblrada.odessa.gov.ua, http://blog.mbastrategy.ua, http://invest-don.com, http://gusev-school1.ru, http://www.mchs.ru, http://velit.org.