Круглый стол был организован Одесской областной организацией ВОО «Комитет избирателей Украины» по результатам мониторинга выполнения предвыборных программ политических сил, вошедших в состав Одесского областного и Одесского городского совета с целью публичного обсуждения и привлечения внимания к проблемам выполнения предвыборных обещаний и подотчетности политических партий (блоков) избирателям.
Мониторинг осуществлялся путем сбора информации о деятельности указанных партийных организаций и местных советов, мониторинга публикаций СМИ, анализа документации местных советов (повестки дня, решения), подачи информационных запросов в партийные организации и на основе других открытых источников.
На круглом столе был представлен аналитический отчет по итогам деятельности политических сил, чьи представители вошли в состав Одесского областного и Одесского городского советов, а также городского головы по выполнению своих предвыборных программ за период ноябрь 2010 — ноябрь 2013 годов.
В работе круглого стола участвовали руководители области и г. Одессы, лидеры областных и городских организаций политических партий и блоков, председатели фракций политических партий и блоков, и депутаты Одесского областного и городского советов, политические аналитики, представители общественных организаций и СМИ.
ОДЕССКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
1. Предвыборные программы были у всех политических партий, входящих в состав Одесского городского совета, которые победили на выборах в многомандатном округе, т. е. провели в совет именно списки своих сторонников, а не отдельных депутатов-мажоритарщиков. В прошлом созыве партии дали 124 обещания, из которых 35 были заведомо невыполнимы (т. е. 28%), а в нынешнем созыве партии дали 280 обещаний, из которых 40 (т.е. 14 %) — невыполнимы. Т.е., программы стали больше, а удельный вес невыполнимых обещаний в них стал меньше.
2. В отчетный период Одесский городской совет провел 21 очередную сессию. На сессиях было рассмотрено порядка 1558 решений, из которых только около 6% соответствовали предвыборным обещаниям политических сил совета. Столь низкий показатель отчасти объясняется наличием огромного количества решений в сфере земельных отношений и строительства, определении льгот, изменений в уставы КП и других текущих вопросов работы совета притом, что в своих предвыборных программах партии, как правило, мало внимания уделили этим вопросам.
В тоже время, процент соответствия решений городского совета предвыборным обещаниям политических сил снизился по сравнению с двумя предыдущими годами. Еще год назад около 8% решений городского совета соответствовали предвыборным обещаниям.
3. Следует отметить, что Партия Регионов обладает абсолютным большинством в городском совете (74 человека из 120), что значительно облегчает для данной политической силы выполнение своих предвыборных обещаний и, во многом, усложняет их выполнение для других политических сил, входящих в состав совета. Поскольку одобрение советом их проектов решений без, как минимум частичной, поддержки фракции Партии регионов, практически невозможно.
Выполнение предвыборных обещаний политических сил Одесского городского совета по истечении трехлетнего срока полномочий находится на крайне низком уровне.
Наиболее активно выполнялись те тезисы предвыборных программ, содержание которых совпадает с базовыми направлениями работы городского совета.
Инициатива по принятию тех или иных решений и программ, которые затрагивали предвыборные обещания политических сил, чаще всего исходила от исполнительных органов городского совета либо от депутатских комиссий.
Если анализировать результаты выполнения предвыборных программ с учетом только выполнимых обещаний и коэффициента содержательности программ, то наиболее высокие показатели по итогам трех лет у Партии Регионов и Фронта Змін: 1,8 и 1,3 балла соответственно. У всех остальных политических сил оценки приблизительно одинаковы и близки либо равны единице. 1 балл у РОДИНЫ, 0,9 балла у КПУ и 0,8 балла у Будущего Одессы.
Динамика выполнения предвыборных программ негативна. В течении третьего года полномочий текущего созыва городского совета в выполнении предвыборных обещаний практически не произошло изменений. У Партии Регионов и Компартии Украины средние оценки повысились всего на одну десятую балла. У остальных политических сил оценки вообще остались неизменными.
Такие оценки свидетельствуют о том, что предвыборные обещания выполняются малоактивно, либо вообще практически не выполняются.
Если же принимать во внимание лишь непосредственно выполнение предвыборных обещаний без коэффициента содержательности, но с учетом невыполнимых обещаний, то ситуация мало меняется. Лидирует по выполнению своих предвыборных обещаний Партия регионов, у которой 2 балла. Наименьшие результаты у Будущего Одессы и Компартии Украины: по 0,8 балла. Активность партии Фронт Змин оценена в 1,13 В«баллаВ», а партии «РОДИНА» в 1,3 балла.
По сравнению с результатами первых двух лет итоговые оценки остались практически неизменными. На 0,2 балла снизилась оценка выполнения обещаний партии Родина и на 0,1 балла повысилась оценка группы «Будущее Одессы».
Учитывая то, что с момента избрания депутатов городского совета прошло уже три года, т.е. большая часть срока, подобные результаты выполнения предвыборных обещаний одесскими политиками являются крайне тревожными и требуют от них максимальной мобилизации во избежание провала своих предвыборных программ.
4. Несмотря на то, что прошло уже три года работы Одесского городского совета текущего созыва (т. е. большая часть срока полномочий уже истекла), в каждой сфере по-прежнему есть обещания (в том числе носящие и стратегический характер), работа по выполнению которых до сих пор не начата или провалена.
5. Таких обещаний в общей сложности 109. Наибольшее количество таких обещаний приходиться на сферы ЖКХ, экономики, культуры и туризма, а также политики и власти. В партийном разрезе наихудшая обстановка с выполнением предвыборных обещаний у Будущего Одессы – 41 обещание, у Фронта Змин – 21 и Компартии – 20 обещаний. У Партии Регионов проваленных и не начавших выполняться обещаний — 14, а у РОДИНЫ — 12.
6. В частности , не начата работа по таким стратегическим для города обещаниям, как:
- «отменить двуставочный тариф» (РОДИНА и БО);
- «уничтожить монополию ЖЭКов, создать здоровую конкуренцию на рынке жилищно-коммунальных услуг» (ПР);
- «создать комиссию по расследованию хищений в сфере ЖКХ» (РОДИНА);
- Разработка и реализация программ льготного кредитования строительства жилья (БО, ФЗ); программа «Социально-доступное жилье» (ПР);
- «введение моратория на точечную застройку территории города» (БО)
- гарантии прав одесситов на получение жилья при сносе дома в пределах района их проживания (КПУ)
- «увеличить бюджет города в 2,5 раза» (ПР);
- наладить партнерские взаимоотношения между собственниками рынков и предпринимателями (ПР);
- «для оздоровления ситуации вокруг лиц без определенного места жительства расширить сеть социальных приютов» (КПУ);
- «создание современных лечебно-оздоровительных комплексов, возрождение лечебных курортов Одессы» (БО);
- организация и поддержка общественного контроля за действиями власти на всех уровнях в сфере бюджетной и налоговой политики» (ФЗ);
- Запретить проводить «ямочный» ремонт дорог. (РОДИНА);
- Построить в Одессе новый международный аэропорт (ПР);
7. Следует отметить, что за отчетный период полностью было выполнено лишь 3 обещания: Разработать и принять Устав города (Партия Регионов, «РОДИНА», ВО «Батькивщина», Будущее Одессы), вернуть возможность получать школьное образование на русском языке (Партия Регионов), а также ликвидировать задолженности по заработной плате коммунальных предприятий (Партия Регионов). В первый год работы полностью выполнялось и обещание организовать патриотическую акцию «Спасибо» (Будущее Одессы). Однако, учитывая то, что обещание не предусматривает постепенных действий, а с ликвидацией самой партии, перестала и проводится патриотическая акция «Спасибо», выполнение этого обещания по итогам работы совета за три года не может быть оценено в 5 баллов.
В целом же темп выполнения предвыборных обещаний политических сил Одесского городского совета по итогам трех лет является крайне низким.
Сферы
|
Средние оценки выполнения предвыборных обещаний политических партий и блоков по сферам (от 0 до 5 баллов)
(с учетом только выполнимых обещаний и коэффициента содержательности программ)
|
ПР
|
Родина
|
БО
|
ФЗ
|
КПУ
|
Батькивщинина
|
ЖКХ и ТЭК
|
1
|
0,7
|
0,9
|
2
|
1
|
0
|
Экология
|
-
|
2
|
2
|
1,7
|
2,3
|
0
|
Строительство и земельные отношения
|
3
|
3
|
0,4
|
1
|
0,5
|
0
|
Экономика
|
1,6
|
0,8
|
0,6
|
1,1
|
1
|
0,7
|
Транспорт
|
0,7
|
0
|
0
|
2
|
1,4
|
2
|
Социальная политика
|
2,7
|
-
|
1
|
2
|
1,5
|
1,25
|
Здравоохранение
|
-
|
-
|
0
|
0,8
|
0
|
-
|
Образование
|
5
|
1
|
1,1
|
0
|
1
|
0,5
|
Культура и туризм
|
-
|
-
|
0,3
|
0,8
|
0
|
1,1
|
Политика и власть
|
3,5
|
2,2
|
2
|
1,3
|
0
|
1,6
|
Коэффициент
|
0,7
|
0,7
|
1
|
1
|
1
|
0,9
|
Средний балл
|
1,8
|
1
|
0,8
|
1,3
|
0,9
|
0,72
|
Комплексная оценка выполнения выполнимых обещаний и содержательности предвыборных программ
Сферы
|
Средние оценки выполнения предвыборных обещаний политических партий и блоков по сферам (от 0 до 5 баллов)
(с учетом выполнимых и невыполнимых обещаний, без коэффициента содержательности программ)
|
ПР
|
Родина
|
БО
|
ФЗ
|
КПУ
|
Батькивщинина
|
ЖКХ и ТЭК
|
0,8
|
0,7
|
0,8
|
2
|
1
|
0
|
Экология
|
-
|
2
|
2
|
1,3
|
2,3
|
0
|
Строительство и земельные отношения
|
1,5
|
3
|
0,4
|
1
|
0,5
|
0
|
Экономика
|
1,2
|
0,8
|
0,5
|
1
|
1
|
0,6
|
Транспорт
|
0,6
|
0
|
0
|
2
|
1,4
|
1,5
|
Социальная политика
|
2,7
|
-
|
1
|
2
|
1,5
|
1,25
|
Здравоохранение
|
-
|
-
|
0
|
0,6
|
0
|
-
|
Образование
|
5
|
1
|
1
|
0
|
0,5
|
0,5
|
Культура и туризм
|
-
|
-
|
0,3
|
0,4
|
0
|
1,1
|
Политика и власть
|
2,3
|
2,2
|
2
|
0,95
|
0
|
1,6
|
Средний балл
|
2
|
1,3
|
0,8
|
1,13
|
0,8
|
0,7
|
Итоговые оценки выполнения предвыборных обещаний политических сил города Одессы
ОДЕССКИЙ ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА
1. Предвыборная программа Алексея Костусева содержала в общей сложности 42 обещания, из которых 5 были заведомо невыполнимыми. Следует отметить, что данная программа на 43% (16 обещаний) совпадала с предвыборной программой городской организации Партии Регионов, от которой Алексей Костусев был выдвинут кандидатом в мэры.
Что-либо сделать городской голова обязался во всех сферах жизни одесской громады.
2. Выполнение предвыборной программы по итогам трехлетней работы на посту городского головы происходило малоактивно. В выполнении подавляющего большинства обещаний вообще не произошло никаких изменений, способных повлиять на темп их выполнения. В выполнении всего трех обещаний произошли изменения, которые привели к незначительному повышению оценки. Реализация большинства обещаний происходила за счет тех мер, которые были предприняты еще в первый год пребывания на посту городского головы.
3. Исходя из итоговых оценок, а также, принимая во внимание тот факт, что дальнейшая реализация предвыборной программы невозможна по причине добровольного сложения Алексеем Костусевым полномочий одесского городского головы, мы вынуждены констатировать, что реализация его предвыборной программы провалена.
4. Так, с учетом коэффициента содержательности программы только в сфере политики обещания выполняются достаточно активно. Здесь средний балл составляет 2,7 балла. На втором месте — культура и туризм, социальная политика и сфера строительства и земельных отношений, со средними баллами 2, 1,8 и 1,8 соответственно. В остальных же сферах средний балл с учетом коэффициента содержательности программы близок к единице, что свидетельствует о том, что обещания практически не выполняются.
5. Кардинально ситуация не меняется при оценке выполнения обещаний без коэффициента содержательности программы, но с учетом выполнимых и невыполнимых обещаний. Наибольшие средние баллы в сферах политики, культуры и туризма, а также социальной политики (2,7 б., 2б. и 1,8б. соответственно). В остальных сферах средние оценки также около 1 балла.
6. В общей сложности, по итогам работы городского головы в течении двух лет, полностью были провалены либо практически не выполнялись 18 обещаний из 37. Среди таких обещаний есть и стратегические для города. В частности:
- Повысить качество жилищно-коммунальных услуг за счет создания здоровой конкуренции на рынке ЖКУ. Если ЖЭК бесполезен, его следует упразднить;
- Тарифы на услуги ЖКХ будут экономически обоснованными;
- Ликвидировать свалки в городе;
- Прекратить разбазаривание прибрежных земель, парков и скверов;
- Одесситы получат свободный доступ на пляжи и в зеленые зоны;
- Навести порядок на рынках города;
- Восстановить промышленный потенциал города;
- Увеличить городской бюджет в 2,5 раза;
- Пустить скоростной трамвай на поселок Котовского;
- Реализовать программу «Социальное и доступное жилье Одессы»;
- Реализовать молодежную программу «Первое рабочее место». Молодые люди смогут работать по специальности;
- Реализовать молодежную программу «Здоровое поколение». Будут созданы условия для занятий молодежи спортом и творчеством;
- Искоренить коррупцию в городских учреждениях.
Сферы
|
Средние оценки выполнения предвыборных обещаний Одесского городского головы по сферам (от 0 до 5 баллов)
(с учетом только выполнимых обещаний и коэффициента содержательности программ)
|
ЖКХ и ТЭК
|
1,4
|
Экология
|
1,25
|
Строительство и земельные отношения
|
1,7
|
Экономика
|
0,8
|
Транспорт
|
1,3
|
Социальная политика
|
1,8
|
Здравоохранение
|
1,5
|
Образование
|
0,7
|
Культура и туризм
|
2
|
Политика и власть
|
2,7
|
Средний балл
|
1,5
|
Комплексная оценка выполнения выполнимых обещаний и содержательности предвыборной программы мэра города Одессы
Сферы
|
Средние оценки выполнения предвыборных обещаний Одесского городского головы
по сферам (от 0 до 5 баллов)
(с учетом выполнимых и невыполнимых обещаний, без коэффициента содержательности программы)
|
ЖКХ и ТЭК
|
1,2
|
Экология
|
1
|
Строительство и земельные отношения
|
1,25
|
Экономика
|
0,6
|
Транспорт
|
1,3
|
Социальная политика
|
1,8
|
Здравоохранение
|
1,5
|
Образование
|
0,7
|
Культура и туризм
|
2
|
Политика и власть
|
2,7
|
Средний балл
|
1,4
|
Итоговые оценки выполнения предвыборных обещаний мэра города Одессы
ОДЕССКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ
1. Большинство партийных организаций, представленных в Одесском областном совете, имеют свою предвыборную программу. Исключение составляет областная организация партии «РОДИНА», у которой своей программы нет.
Программы политических сил, вошедших в состав Одесского областного совета, содержали большое количество невыполнимых обещаний. Из 232 предвыборных обещаний политиков 181 ( 78 %) были выполнимыми, а 51 были заведомо невыполнимы, т. е. 22%.
2. В отчетный период Одесский областной совет шестого созыва провел 22 сессии, на которых было принято в общей сложности 1080 решений.
При этом, как показал анализ упомянутых документов, лишь 25,56% из них соответствуют программным обещаниям политических сил, входящих в состав совета.
3. К сожалению, выполнение предвыборных обещаний политических сил, которые вошли в состав Одесского областного совета, на протяжении трех лет каденции проходило неудовлетворительно. В результате, предвыборные программы большинства политических сил не выполнены и наполовину. Наиболее активно выполнялись тезисы предвыборных программ, которые совпадали с базовыми направлениями работы совета, а также социальные обещания, то есть, тех, которые могли дать максимальные политические дивиденды.
Если анализировать результаты выполнения предвыборных программ с учетом только выполнимых обещаний и коэффициента содержательности программ, то наиболее высокие показатели у партий «Батьківщина» и «Фронт Змін» (1,35), Народной Партии (1,28) и Партии регионов (1,26). Если же принимать во внимание только непосредственно выполнение предвыборных обещаний без коэффициента содержательности, но с учетом невыполнимых обещаний, то наиболее активно выполняются предвыборные программы Партии регионов (1,99), Народной Партии (1,75) и ВО «Батьківщина» (1,34).
Следует отметить, что фракция Партии регионов обладает абсолютным большинством в областном совете (85 депутатов из 131), что значительно облегчало данной политической силе выполнять свои предвыборные обещания. В то же время, это во многом усложняет другим политическим силам, входящим в состав совета, выполнять их предвыборные обещания, поскольку одобрение советом их проектов решений без, как минимум, частичной поддержки фракции Партии регионов, практически невозможно.
4. Если же сравнивать выполнение обещаний в 2012 и в 2013 году, то следует отметить, что в целом динамика практически отсутствует. По сравнению с прошлым годом, несколько улучшилось выполнение обещаний в сферах ЖКХ и здравоохранения. При этом, в сферах экономики, транспорта и социальной политики не наблюдается никаких изменений.
5. Необходимо обратить внимание на то, что практически в каждой сфере есть обещания, в том числе и носящие стратегический характер, работа по реализации которых не была начата.
Всего невыполняющихся обещаний 38, из них носящих стратегический характер — 8.
Наибольшее их количество пришлось на сферу образования и экономики.
Что же касается работы партий, то больше всего обещаний, по которым в отчетный период не начато выполнение было у Сильной Украины – 20, на втором месте Социалистическая партия Украины – (9) и на третьем месте — Фронт Змін (7).
Не была начата или практически не проводится работа по таким обещаниям, как:
- Обновление базы жилищно-коммунального хозяйства, реконструкция (Народная Партия);
- Повышение минимум вдвое объемов работ по газификации населенных пунктов области (КПУ);
- С целью обеспечения жителей Одесской области и города Одессы доступным жильем предлагается разработать программу финансирования такого жилья в размере 20% его себестоимости за счет средств местных бюджетов. Таким образом, с учетом того, что по действующему законодательству 30% стоимости квартиры или дома, относящихся к доступному жилью, должно финансировать государство, доступное жилье для его приобретателей будет обходиться в 50% его стоимости (Сильная Украина);
- Предоставить молодым семьям беспроцентные ссуды на покупку квартиры (СПУ, Батьківщина);
- Открытие в Одессе регионального банка содействия малому и среднему предпринимательству (модель: 30% доля государства, 30% - из бюджетов области и города Одессы, 40% - паевые взносы юр. и физ.лиц) (Сильная Украина);
- На основе Концепции развития пассажирского автотранспорта в Одесской области, сформировать единую внутриобластную автобусную маршрутную сеть во взаимодействии с сетью межобластных автобусных перевозок, создать систему технического контроля за движением автобусов общего пользования (Сильная Украина);
- Содействие формированию партнерских взаимоотношений между местными властями, частным сектором экономики и негосударственными общественными и политическими организациями в процессах принятия управленческих решений, решении проблем социально-экономического и общественно-политической жизни региона (Фронт Змiн).
Сферы
|
Средние оценки выполнения предвыборных обещаний политических партий по сферам (от 0 до 5 баллов)
(с учетом только выполнимых обещаний и коэффициента содержательности программ)
|
ПР
|
НП
|
Батьківщина
|
ФЗ
|
СУ
|
Родина
|
КПУ
|
СПУ
|
ЖКХ, водоснабжение и ТЭК
|
2
|
2
|
1,5
|
2
|
1,67
|
-
|
1,5
|
0,8
|
Экология
|
-
|
2
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Строительство и земельные отношения
|
-
|
-
|
1
|
1
|
0
|
-
|
-
|
1
|
Экономика
|
2,67
|
1
|
1,5
|
1,42
|
0,88
|
-
|
1,25
|
1
|
Транспорт, дорожное хозяйство и связь
|
1,75
|
1,33
|
2
|
1
|
1,4
|
-
|
0
|
2
|
Социальная политика
|
-
|
-
|
1,5
|
2,25
|
1
|
-
|
-
|
1,17
|
Здравоохранение
|
1
|
-
|
3
|
0,75
|
0,25
|
-
|
-
|
0
|
Образование и спорт
|
3,2
|
2,5
|
-
|
1,25
|
0,9
|
-
|
-
|
1,6
|
Культура и туризм
|
2
|
2
|
-
|
1,4
|
0,5
|
-
|
-
|
1
|
Политика и власть
|
-
|
2
|
2
|
1,38
|
0
|
-
|
1
|
1
|
Коэффициент
|
6/10
|
7/10
|
8/10
|
10/10
|
10/10
|
-
|
4/10
|
10/10
|
Средний балл
|
1,26
|
1,28
|
1,35
|
1,35
|
0,76
|
-
|
0,38
|
1,06
|
Комплексная оценка выполнения выполнимых обещаний
и содержательности предвыборных программ
Сферы
|
Средние оценки выполнения предвыборных обещаний политических партий по сферам (от 0 до 5 баллов)
(с учетом выполнимых и невыполнимых обещаний, без коэффициента содержательности программ)
|
ПР
|
НП
|
Батьківщина
|
ФЗ
|
СУ
|
Родина
|
КПУ
|
СПУ
|
ЖКХ, водоснабжение и ТЭК
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1,67
|
-
|
1,5
|
0,8
|
Экология
|
-
|
2
|
1
|
0,75
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Строительство и земельные отношения
|
-
|
-
|
1
|
1
|
0
|
-
|
0
|
0,75
|
Экономика
|
2
|
0,75
|
1,2
|
1,21
|
0,47
|
-
|
0,63
|
0,71
|
Транспорт, дорожное хозяйство и связь
|
1,75
|
1
|
2
|
1
|
1
|
-
|
0
|
1
|
Социальная политика
|
-
|
-
|
1
|
2,25
|
1
|
-
|
-
|
0,88
|
Здравоохранение
|
1
|
-
|
1,5
|
0,5
|
0,25
|
-
|
0
|
0
|
Образование и спорт
|
3,2
|
2,5
|
-
|
1
|
0,9
|
-
|
-
|
1,6
|
Культура и туризм
|
2
|
2
|
-
|
0,78
|
0,5
|
-
|
-
|
1
|
Политика и власть
|
-
|
2
|
2
|
0,79
|
0
|
-
|
0,4
|
1
|
Средний балл
|
1,99
|
1,75
|
1,34
|
1,13
|
0,68
|
-
|
0,42
|
0,87
|
Итоговые оценки выполнения предвыборных обещаний
партийных структур Одесской области
Исходя из этого, Одесская областная организация «Комитет избирателей Украины» РЕКОМЕНДУЕТ:
Политическим партиям Одесского городского и областного совета VI созыва:
- равномерно распределять усилия на выполнение обещаний во всех сферах громады.
- партиям, которые не дали обещания в тех или иных сферах, принять меры по реализации наиболее значимых обещаний других политических сил;
- организовать и провести публичные отчеты по выполнению своих предвыборных программ за три года работы, а также проводить таковые не реже одного раза в год;
- Вести постоянный внутрипартийный мониторинг и аудит состояния выполнения своих предвыборных программ и знакомить с его результатами общественность.
- обеспечить дальнейшее выполнение всех своих предвыборных обещаний;
- активизировать работу по выполнению стратегических обещаний.
Партии «РОДИНА»:
- разработать и представить вниманию громады программу своей дальнейшей деятельности в Одесском городском совете;
- завершить реализацию «Антикризисного плана».
Одесскому городскому и областному совету:
- разработать и внедрить унифицированные формы и процедуры отчетности депутатов и перед избирателями, обеспечить публичность этих отчетов;
- открыто обсуждать наиболее непопулярные и стратегические решения в жизни города, особенно в сферах ЖКХ, а также градостроительства.
Одесскому областному совету:
- Внедрить процедуру поименного голосования и публиковать поименное голосование по наиболее важным вопросам на сайте совета и в газете «Одесские известия».
Пресс-служба Одесской областной организации
ВОО «Комитет избирателей Украины»