Последние шесть месяцев коммунальное учреждение по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи в городе Одессе было объектом общественного мониторинга, целью которого является сделать такую помощь более эффективной и доступной. Поскольку бесплатная муниципальная правовая помощь в Украине только формируется и Одесса стала одним из «пилотных» городов, соответствующий международный опыт может стать существенным фактором для совершенствования законодательства или административной практики.
Положительный опыт Грузии, Венгрии, Молдовы, Литвы, Нидерландов, Великобритании и Канады указывает на значительное внимание этих стран к четкому выделению процедурных принципов предоставления первичной правовой помощи. Именно соблюдение таких принципов гарантирует клиентам получение качественной услуги и формирует высокий авторитет муниципальной правовой помощи, который не "дискредитируется" бесплатным характером ее предоставления.
Исходя из опыта указанных стран, можно сформулировать следующие принципы предоставления первичной правовой помощи:
Доступность. Первичная правовая помощь должна быть легкодоступной для населения, в первую очередь территориально. Также население должно быть информированным о наличии услуг первичной правовой помощи, и что немаловажно - доверять их предоставителю. Мерами укрепления доверия могут быть оценка степени удовлетворенности клиента, создание дружественной атмосферы приема, установление удобного графика приема прочее.
Простота. Система предоставления первичной правовой помощи должна быть организована простым способом, четким и понятным для потенциальных клиентов. Это предполагает, в частности: простую и понятную процедуру обращения за помощью (в большинстве случаев это не привязано ни к каким условиям и специального заявления на получение такой помощи не требуется); наличие информации о субъекте предоставления первичной правовой помощи, предлагаемые им услуги и условия получения этих услуг (страны со сложной системой оказания правовой помощи разработали также информационные материалы и компьютерные программы для информирования населения).
Быстрота. Как правило, проблемы, по которым клиенты обращаются за помощью, являются неотложными, или клиенты считают их таковыми. Часто речь идет о сохранении жилья, социальных выплатах, потерю работы или дохода прочее. Такие проблемы могут обостриться, если на них не отреагировать незамедлительно, и это может привести к увеличению затрат на систему правовой помощи. Соответственно, там где это возможно, правовая помощь должна быть предоставлена «на месте» и незамедлительно, а если нужны дополнительные действия (запрос информации или подготовка проекта юридического документа), то с минимальной задержкой или ожиданием.
Эффективная координация. Это один из решающих элементов системы первичной правовой помощи, под которым понимается координация между субъектами предоставления правовой помощи и другими учреждениями (организации социальной помощи, профсоюзы прочее). Такая координация необходима для того, чтобы в случаях, когда конкретный субъект предоставления первичной правовой помощи не способен помочь клиенту, оставалась возможность направить его в другую организацию, которая обладает лучшими возможностями для такой помощи.
Координация должна существовать на нескольких уровнях:
1) Между субъектами предоставления первичной правовой помощи. Например, между государственными органами, которые предоставляют базовые юридические советы, и негосударственными организациями, которые могут предоставлять более основательную помощь.
2) Между субъектами предоставления первичной правовой помощи и учреждениями, которые предоставляют другие виды услуг. Клиенты часто не понимают характер своей проблемы, то есть является ли она юридической, социальной или даже психологической. В таких случаях, конкретный субъект предоставления первичной правовой помощи должен иметь механизм и адресат для перенаправления (например, в организации, которые занимаются безработицей, социальными и медицинскими услугами прочее).
3) Между субъектами предоставления первичной и вторичной правовой помощи. В значительном количестве обращений, правовой консультации бывает недостаточно и клиенты нуждаются во вторичной правовой помощи. Обычно такие процедуры должны регламентироваться на уровне управления системой правовой помощи.
Учитывая анализ международного опыта построения системы муниципальной правовой помощи, а также предварительные результаты общественного мониторинга коммунального учреждения по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи в городе Одессе, можно сделать несколько важных выводов. А именно, в отношении неполного соответствия порядка получения первичной правовой помощи от Одесского городского совета вышеупомянутым принципам доступности и быстроты услуг. Кроме того, следует разработать дополнительные процедуры для обеспечения эффективной координации работы различных государственных и негосударственных субъектов предоставления бесплатной правовой помощи (первичной и вторичной), а также организаций, которые предоставляют сопутствующие услуги.
При подготовке материала использована информация совместного издания ПРООН в Украине и Министерства юстиции Украины "Международное исследование по системам первичной правовой помощи с акцентом на страны Центральной и Восточной Европы и СНГ" (2012).
Фото: главная страница сайта Фонда пунктов юридических услуг (Нидерланды).
Игорь Бринош,
Одесская областная организация
ВОО «Комитет избирателей Украины"
Проект "Муниципальная правовая помощь: эффективная или декларативная?" выполняется Одесской областной организацией ВОО "Комитет избирателей Украины", при финансовой поддержке Международного фонда "Возрождение".