«Таймер» продолжает знакомить одесситов с предпринимателями, контролирующими те или иные социально-значимые сферы городской жизни. На сей раз в фокусе нашего внимания – маршрутные такси и владельцы предприятий, обслуживающих городские маршруты.
Маршрутные такси – наиболее популярный вид общественного транспорта в Одессе. Почему и отчего так получилось – отдельная история. Но факт остаётся фактом: значительная часть одесситов начинает и заканчивает свой рабочий день поездкой в маршрутке.
По данным Департамента транспорта Одесского городского совета, в 2013-м году одесские маршрутки перевезли 182 миллиона пассажиров. Иными словами, это около полумиллиона пассажиров в день. Таким образом, ежедневно одесситы оставляют в маршрутных такси 1,3 миллиона гривен!
И это – только по официальным данным. В реальности оценить фактические объёмы перевозок этим видом транспорта практически невозможно: никаких проездных документов в маршрутках, как известно, не берут. При этом сами перевозчики заинтересованы в том, чтобы занижать данные о числе перевезённых пассажиров: чем меньше пассажиров – тем выше себестоимость каждого рейса, а значит, тем выше «экономически обоснованная стоимость проезда».
95% средств, которые платят в маршрутках одесситы достаются владельцам нескольких частных автотранспортных предприятий. Кто же эти люди?
Триумвират
Около 37% пассажиропотока на рынке контролируют фирмы «Турист» (14 маршрутов, 11% пассажиропотока), «Вираж» (9 маршрутов, 14% пассажиропотока) и «Европа В.В.В.» (3 маршрута, 12% пассажиропотоков).
Эти компании, в свою очередь, связывают со своеобразным триумвиратом бизнесменов: депутатом горсовета Андреем Ждановым, экс-главой Государственной администрации автомобильного транспорта Сергеем Доброходом и бизнесменом Анатолием Манойло.
Жданов
Доброход
Манойло
Последний официально считается владельцем компании «Вираж» и совладельцем фирмы «Европа В.В.В.», а Жданова и Доброхода называют совладельцами ООО «Турист». В любом случае, это консорциум действует достаточно согласованно, совместно сражаясь с конкурентами за кусок «транспортного пирога» как в Одессе, так и за её пределами, в частности, за контроль над маршрутами, связывающими Одессу с промрынком «7-й километр».
По слухам, с «триумвиратом» связан финансовыми отношениями экс-вице-мэр Одессы Вахтанг Убирия: часть автобусов, обслуживающих контролируемые компаниями маршруты, якобы, принадлежит именно ему. Ему же, если верить этой информации, достаётся часть прибыли, которую делят между собой члены картеля.
Транспортный король
24 городских маршрута и 23% всего пассажиропотока (а значит, и денежных средств) контролирует компания «Севертранс» одесского олигарха Сурена Сардаряна. Кроме Одессы, Сардарян контролирует целый ряд автобусных маршрутов в области (например, автобусы из Одессы на Южный), а также в других регионах страны (например, в Днепропетровске). Ему также принадлежит ЧАО «Веста», занимающееся торговлей нефтепродуктами, и Центральный автовокзал Одессы. А совсем недавно одна из структур Сардаряна выиграла тендер на содержание автодорог Кривого рога.
В 2012-м году журнал Forbes-Украина поместил Сардаряна на 18-е место в рейтинге богатейших одесситов: его состояние редакция оценила в 22 миллиона долларов США.
Воинственный претендент
Третьим ключевым игроком на рынке является бизнесмен Андрей Добровольский. Он считается владельцем компании «Автотранс-Украина», которая контролирует всего 2 городских маршрута, но при этом аж 13% пассажиропотока. Кроме того, та же компания контролирует и ряд пригородных маршрутов, в частности, линию Одесса – Ильичёвск.
Андрей Добровольский принимает активное участие в сложных интригах, которые ведут между собой участники рынка. В частности, в 2013-м году он не без успеха боролся с картелем Жданов-Манойлов-Доброход за контроль над маршрутами из Одессы на промрынок «7-й километр», а в 2011-м вместе с членами триумвирата попытался лишить Сардаряна контроля над Центральным автовокзалом Одессы.
Сбитый лётчик
Бизнесмен Павел Серебреник, который когда-то также владел весомыми позициями на автотранспортном рынке Одессы, сегодня сохранил лишь тень былого величия: после ряда громких скандалов его структуры были почти полностью вытеснены с рынка. Сегодня подконтрольная Серебренику компания «Гленкор-Юг» обслуживает лишь 2 маршрута и контролирует 2 с небольшим процента перевозок.
По информации ТАЙМЕРА, определённые надежды Павел Серебреник связывает с грядущей сменой власти в городе. Насколько эти надежды оправданы – покажет время.
Звёзды второй величины
Оставшиеся 25% рынка поделены между несколькими небольшими компаниями. 7 маршрутов и 6% пассажиропотока контролирует МП ООО «Сам» (владелец – Кирилл Шлапак). По 5% пассажиропотока обслуживают коммунальное предприятие «Авто-сервис», ООО «Авторух» Бориса Монахова, а также предприятие «АТП Киностудии». Последнее действительно зарегистрировано на Французском бульваре, 33, где находится киностудия, но официально не имеет к ней никакого отношения. По документам владельцем предприятия является некто Виталий Вакалюк. Какую-либо связь этого человека с бывшим владельцем частного пакета акций киностудии Иваном Фурсиным либо с их нынешним собственником, донецким губернатором Сергеем Тарутой, нам установить не удалось.
Нажмите, чтобы увеличить изображение
Между тем, 20 марта появилась информация о том, что перевозчики требуют от мэрии поднять цены на проезд: с 1 апреля до 3 гривен 50 копеек, а позже – до четырёх гривен. В мэрии пока заявляют, что не видят оснований для такого повышения. Но беда в том, что на этом настаивают и сардаряновский «Севертранс», и компании «триумвирата» «Вираж» и «Турист», и целый ряд более мелких первозчиков, которые в совокупности контролируют существенную часть рынка. В условиях, когда жизненно-важная для города сфера автотранспортных перевозок практически полностью принадлежит частникам, городские власти неизбежно оказываются заложниками аппетитов коммерсантов.
Но это – тема для совершенно другого разговора.
Источник: «ТАЙМЕР»