Закон Украины «О принципах предотвращения коррупции» содержит понятие положения что меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов, которые распространяются на органы власти и местного самоуправления.
В частности, в законе содержатся положения о мерах внешнего и самостоятельного урегулирования конфликта интересов, по устранению от выполнения задания, совершение действий, принятия решения или участия в его принятии, ограничение доступа к информации, об особенностях урегулирования конфликта интересов, возникший в деятельности отдельных категорий лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, в частности в деятельности коллегиальных органов.
Кроме того, решением Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции был утвержден «Методические рекомендации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления и приравненных к ним лиц».
В то же время, Закон и Рекомендации не могут учитывать контекст полномочий, в которых происходит деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и местного самоуправления каждого отдельного органа государственной власти, органа власти, или органа местного самоуправления, в том числе и местного совета, исполнительного комитета, городского головы или районной государственной администрации, ответственных за принятие решения в рамках своих полномочий.
Тем не менее, ненадлежащая деятельность или отсутствие работы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов может стать предпосылкой для осуществления коррупционных действий. Именно поэтому, процедуры урегулирования конфликта интересов крайне необходимо для создания понятных и четких правил поведения, которые предотвращают коррупцию при принятии решений как в органах местного самоуправления, так и в районных государственных администрациях.
Организационно-процедурные вопросы как районных государственных администраций, так и городских советов и их исполнительных комитетов, регулируются их регламентом. Для создания и регулирования специальных процедур также могут утверждаться соответствующие отдельные Положения.
В ноябре-декабре 2016 года на предмет наличия и действенности процедур урегулирования конфликта интересов при принятии решений главами РГА и городскими головами городов областного значения в Одесской области осуществлялся анализ регламентов РГА, Регламентов городских советов и регламентов исполнительных органов городских советов. Отдельные положения по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на начало декабря 2015 отсутствовали во всех указанных местных органах власти и органах местного самоуправления.
В качестве критериев для анализа были выбраны:
- Четкость определенности перечень лиц, в отношении которых устанавливается обязательство по урегулированию конфликта интересов;
- Определенность механизма урегулирования конфликта интересов в отношении соответствующих лиц в зависимости от их статуса и имеющихся полномочий;
- Конкретизация органа или должности лица, ответственного контроль за урегулированием конфликта интересов;
- Четкое определение перечня действий, которые носят обязательный характер для урегулирования конфликта интересов;
- Четкий порядок документирования и обнародования информации об обнаруженном конфликт интересов и действия, которые были приняты лицом для его урегулирования;
- Механизм принятия мер дисциплинарного воздействия в отношении служащих исполнительных органов городского совета или структурных подразделений районной государственной администрации;
- Механизм действий в случае участия депутата или члена исполнительного комитета городского совета в принятии решений в условиях конфликта интересов.
Урегулирование конфликта интересов. Районные администрации.
В ходе анализа изучались Регламенты 26 районных государственных администраций Одесской области: Ананьевской РГА, Арцизской РГА, Балтской РГА, Березовской РГА, Беляевской РГА, Белгород-Днестровской РГА, Болградской РГА, Великомихайловской РГА, Захаровской РГА, Ивановской РГА, Измаильской РГА, Килийской РГА, Кодымской РГА, Лиманской РГА, Любашевской РГА, Николаевской РГА, Овидиопольской РГА, Окнянской РГА, Подольской РГА, Ренийской РГА, Раздельнянской РГА, Савранской РГА, Саратской РГА, Тарутинской РГА, Татарбунарской РГА и Ширяевской РГА.
По результатам изучения регламентов РГА определено, что ни в одном из проанализированных НПА нет процедуры урегулирования конфликта интересов, в том числе по принятию решений главами РГА.
Не имеют РГА и отдельных положений или официальных разъяснений по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в своей деятельности.
Урегулирование конфликта интересов. Городские советы и их исполнительные комитеты.
В ходе анализа изучались Регламенты городских советов городов, а также регламенты работы их исполнительных комитетов, в городах областного значения Одесской области: Одесса, Измаил, Белгород-Днестровский, Подольск, Южный, Черноморск и Теплодар.
Вообще отсутствуют какие-либо нормы по урегулированию конфликта интересов в Регламенте Теплодарского городского совета, Белгород-Днестровского городского совета и Подольского городского совета.
О работе исполнительных комитетов — нормы по урегулированию конфликта интересов при принятии решений содержатся только в Положении об исполнительном комитете Черноморского городского совета. Однако нормы вообще не содержат процедуры, а лишь указывают на то, что контроль и разъяснения по поводу урегулирования конфликта интересов происходит в порядке, предусмотренных законом.
Тем не менее, установлено, что даже в тех Регламентах городских советов, в которых имеются нормы по урегулированию конфликта интересов, не содержат норм относительно действий городского головы, который также принимает участие в рассмотрении и принятии решений городского совета.
Регламенты городских советов Одессы, Измаила и Южного предоставляют возможность депутатам принимать участие в голосовании при условии публичного объявления о конфликте интересов, что противоречит самой логике урегулирования конфликта интересов, который может возникнуть у лица, принимающего участие в принятии решений коллегиальным органом.
Только Регламент Черноморского городского совета содержит меры по урегулированию конфликта интересов, которые рекомендуют депутатам воздержаться от участия в принятии решений в случае возникновения у них конфликта интересов.
Однако ни в одном проанализированном регламенте городского совета нет норм об обязательном отказе от участия в голосовании в случае возникновения конфликта интересов, отсутствует процедура порядка письменного уведомления о конфликте интересов, в частности, отсутствует ссылка на порядок составления такого заявления, ее форму и порядок ее обнародования .
Ни один из проанализированных регламентов не содержит порядка действий в случае выявления фактов участия в голосовании городским головой, депутатами, или членами исполнительных комитетов в условиях конфликта интересов.
• Руководствуясь полученными результатами анализа, наиболее уместными средствами установления процедур урегулирования конфликта интересов для депутатов городских советов, городских председателей и членов представителей исполнительных органов городских советов усматривается разработка и утверждение положений, которые разъясняют основные понятия, используемые согласно Закону Украины «О предотвращении коррупции», прав, обязанностей и детальных разъяснений о порядке урегулирования конфликта интересов отдельно для депутатов, городских голов, членов исполнительного, отдельно — должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления.
Для эффективности реализации таких положений порядок должен предусматривать:
• определение органа, ответственного за осуществление контроля за его соблюдением; адресатов и порядок письменного уведомления о конфликте интересов, с учетом того факта, что городской голова не имеет прямых непосредственных руководителей;
• предусматривать обязанность всех, кто принимает участие в рассмотрении решений коллегиальными органами (депутаты, мэр, члены исполнительного комитета) отказываться от участия в принятии решений по тем вопросам, в которых у них имеется конфликт интересов.
• предусматривать порядок обнародования информации о заявленном конфликт интересов;
• порядок действий при выявлении фактов принятия нормативно-правовых актов и решений, принятых с нарушением порядка урегулирования конфликта интересов.
• процедуры по принятию мер дисциплинарного воздействия в случае бездействия или ненадлежащих действий по урегулированию и предотвращению конфликта интересов в деятельности должностных лиц исполнительных органов;
Для районных государственных администраций такие Порядки для эффективности реализации должны предусматривать:
• порядок действий председателя РГА в случае возникновения конфликта с учетом отсутствия у такого непосредственного руководителя;
• порядок урегулирования конфликта интересов в работе коллегиальных органов, образуемых в РГА, например, конкурсной комиссии по замещению вакантных должностей, конкурсных комиссий по приставления к наградам, тендерного комитета и т.д.
• порядок принятия мер дисциплинарного воздействия в случае бездействия или ненадлежащих действий по урегулированию и предотвращению конфликта интересов.
Презентация ТУТ
Довідково:
Аналіз регламентів Районних державних адміністрацій Одеської, міських рад та їх виконавчих комітетів в містах обласного значення здійснювався в рамках проекту «За доброчесність посадовців та прозорість рішень в Одеській області», якій реалізується Одеською обласною організацією ВГО Комітет виборців України за підтримки Проекту «Прозорість і доброчесність публічного сектору» Програми Розвитку Організації об’єднаних націй.