Николай Пундик: «Областной совет занимается не политикой, а реальной работой»
Думская.net встретилась с председателем Одесского областного совета Николаем Владимировичем Пундиком.
- Николай Владимирович, Вы первый чиновник такого уровня, который самостоятельно изъявил желание дать интервью нашему сайту. С чем это связано, как часто Вы нас читаете?
- Читаю периодически. Пресс-служба мне готовит обзоры прессы, и ваше интернет-издание часто в них отражено.
- До перестройки Вы работали учителем. Какой предмет преподавали? И как получилось, что Вы пошли в политику?
- Я работал учителем истории до перестройки, во время перестройки и после перестройки. В политику пошел не сразу, а занялся политтехнологиями в бизнесе, а уже за этим выплыла политика, что называется, в чистом виде. На выборах 1994 года начал заниматься избирательной кампанией. Тогда, чтобы кандидат в депутаты победил в мажоритарном округе, нужно было набрать 50% +1 голос. И мы, не имея никакого опыта, построили кампанию так, что выиграли в первом туре – прошел наш депутат, директор школы, в которой я работал. Получилось, было интересно. Вот так вот и ушел в политику. Наверное, как и любой мужчина, я слаб. Количество денег, заработанных на выборах, было несоизмеримо с количеством денег, которые платились за учительский труд, ну и я, конечно, не устоял. На тот момент у меня было двое детей, больная мама. Поэтому и решил уйти в политику. Иногда, если честно, жалею.
- В 2004 году Ваша жизнь, я так понимаю, достаточно резко изменилась?
- Да. Я работал в центральном штабе Виктора Федоровича Януковича, а именно — в группе контроля, которую возглавлял наш губернатор Эдуард Матвийчук. Приезжал на проверки и для оказания методической помощи, в т.ч. и в Одесскую область. Перед вторым туром голосования я был закреплен за Винницкой областью, где перед этим самым вторым туром разбежались вообще все. И в руководстве областного избирательного штаба было, включая меня, всего 3 человека.
А весной 2005 года на некоторое время пришлось уехать из страны, так как из-за участия в предвыборной кампании Виктора Януковича мне грозили статьей 157 часть 3 (если не ошибаюсь, она называлась «Перешкоджання вільному волевиявленню громадян»). Это было то, что называется политическим преследованием. К тому времени у меня были хорошо структурированные и организованные виды бизнеса в Житомирской области, карьер по добыче каменных блоков с очень серьезной прибылью. Все это развалилось. Я вернулся в страну только в августе 2005-го.
Вот так жизнь и изменилась. Я не собирался заниматься чистой политикой, был достаточно успешным бизнесменом – управляющим, потом — соучредителем в нескольких компаниях. А мое отсутствие в стране в течение того полугода привело к полному развалу всего бизнеса. На сегодняшний день по тем же карьерам суды выиграны, но там осталось только яма, а лизинговое оборудование, стоившее миллионы евро, разворовано и растащено на металлолом. Но людей в этом нельзя обвинять – их оставили без средств к существованию. В этом целиком вина тогдашних властей, которые создали такие условия.
- Когда и как Вы познакомились с нынешним губернатором? В 2004 году или раньше?
- Чисто визуально были знакомы на партийных съездах, даже иногда общались. А вот по работе – в марте-апреле 2004 года. Он непосредственно Виктором Федоровичем был назначен руководителем группы контроля и набирал специалистов в эту группу. Я пришел к нему на личное собеседование. Вот так и начали работать вместе.
- Начиная с 2006 года, Вы были одним из руководителей всех предвыборных кампаний Партии регионов, которые проходили в Одесской области.
- С 2005.
- За что Вы отвечали?
- По-разному. Скажем так, если Эдуард Леонидович — это мозг, то я выполнял роль рук. Был организатором. Если Эдуард Леонидович отвечает, разрабатывает и воплощает стратегию, то я отвечал за какие-то элементы тактики. Прежде всего, это массовые мероприятия. Кстати, мы единственная область в Украине, которая не прибегала к помощи агитаторов. У нас были свои технологические приемы.
- Когда у Вас возникло желание возглавить областной совет, как это произошло и кто были основными конкурентами?
- Если я скажу, что никогда этого не хотел и сейчас не хочу, то буду выглядеть идиотом, и никто мне не поверит. Но как такового желания непременно возглавить областной совет у меня по большому счету не было, потому что была неимоверная загрузка по организации и проведению прошедших выборов в местные советы. Сама идея моего выдвижения в председатели областного совета возникла на одном из заседаний штаба. Я даже не помню, кто именно ее озвучил. Сначала это было воспринято на уровне разговоров, потом областная организация партии поддержала эту идею, после чего решение о моем выдвижении было согласовано на уровне центрального штаба ПР.
А дальше вы сами все знаете – мою кандидатуру вынесли на голосование. Относительно конкурентов, то от партии в принципе никого и не было. На этапе подготовки к выборам рассматривались разные кандидатуры, но по разным причинам они отпали. У кого-то были другие планы, у кого-то — иные перспективы карьерного роста, у кого-то проблемы со здоровьем. Ни для кого не секрет, что одним из кандидатов реально рассматривался нынешний начальник Генерального штаба Педченко и в принципе я был запасным. Но Григорий Николаевич ушел работать в Киев. Кто-то еще — в министерство финансов. Вот так вот вырисовалась моя нынешняя судьба.
- Что Вы за время работы председателем областного совета считаете самым высоким достижением, а что наибольшей неудачей?
- О достижениях пока рано говорить. На днях у нас прошёл семинар Ассоциации районных и областных советов, на котором было 20 председателей областных советов, более 50 председателей районных советов. И, общаясь с коллегами, я понял, что у нас есть очень серьезный недостаток – абсолютное отсутствие горизонтальных связей между областями и регионами. Даже соседними.
Например, оказалось, что мы и Запорожская область идем параллельными путями, занимаясь одним и тем же делом, не используя опыт друг друга. Запорожская область уже разработала, согласовала на всех уровнях и внедрила документы по эффективному использованию водоемов. И занимается теми же месторождениями, карьерами. Мы же гораздо дальше, чем они, продвинулись по карьерам, но только в начале пути по водоемам. Все это, конечно, мы исправим. Поедем и пообщаемся поближе по данным вопросам.
Но ведь мы услышали друг друга во многом благодаря случаю. А если бы не случай? Каждый изобретал бы свой велосипед? Вот это огромный недостаток. Я не могу понять, почему так сложилось, и почему нет вот этих горизонтальных связей между областями. Это говорит о недостатке эффективности системы управления государством и местного самоуправления.
А возвращаясь к достижениям… Какие могут быть достижения? Мы даже один бюджетный год не отработали. То, что областной совет минимально политизирован и старается абсолютно не заниматься политикой в чистом виде, сосредоточив внимание на развитии региона и развитии территорий, я считаю достижением. Плохо это или хорошо — покажет время. Но моя точка зрения – это не наше дело. Наша задача – чтобы у нас все было нормально с нашими территориями, чтобы не было никаких поползновений на них (я в первую очередь имею в виду наших соседей). Вы понимаете, о чем я говорю. Здесь есть над чем работать.
- Впервые за последние годы, а может и за всю историю, областной совет выделяет достаточно серьезные средства на областной центр. Среди жителей областных центров бытует мнение, что область это то, что находится за пределами города…
- Учите материальную часть. Мы год работаем в условиях нового Бюджетного кодекса. Теперь все субвенции, которые выделяются на город, идут через областной бюджет. И то, что мы направляем значительную часть на Одессу, я считаю правильным. А разве выделять не нужно? Мы живем в области, которая называется Одесской. Название происходит от славного имени Одесса. Ну и Вы сами понимаете, что отношения между городским и областным советами, между городской и областной исполнительной властью немножко изменились. А потом, по большому счету за все, что происходит как в городе, так и в области отвечает губернатор. А уже под губернатором находимся и мэр, и я, и все остальные. Поэтому мы не имеем права закрывать глаза и не решать проблемы города.
- Перед сессиями на сайте областного совета стали публиковаться проекты решений, в зале работает WI-FI. Возможна ли такая ситуация, когда не только проекты решений, но и результаты голосований по ним будут высвечиваться на табло сессии, по аналогии с Верховной Радой? Имеются в виду поименные голосования.
- На сегодняшний день в нашем регламенте нет этой нормы. Но не потому, что наши депутаты ретрограды. А все заключается в том, что у работающей в зале системы «Рада» нет технических возможностей выводить поименные результаты голосований. Я думал, что при вложении небольших средств удастся изменить программное обеспечение, а оказывается, что программа настолько примитивна, что ни о каком программном обеспечении не имеет смысла говорить. Поэтому, чтобы обеспечить поименное голосование необходимо менять всю систему. Мы изучили рынок предложений по данному вопросу. Стоимость новой системы, о которой мы говорим, колеблется от 3 до 6 миллионов гривен. Думаю, что за трату таких средств на эту систему наши избиратели меня разорвут.
- Вы в списке кандидатов в депутаты Верховной Рады на выборах 2007 года. Есть ли у Вас какие-то планы на участие в предстоящих выборах в парламент?
- Нет. Быть депутатом Верховной Рады означает заниматься политикой в чистом виде и не заниматься никакой хозяйственной деятельностью. На сегодняшний день мне это не интересно.
- В одном из своих интервью Вы сказали, что уже более 20 лет не употребляете алкоголь.
- С мая 1991 года.
- Это не очень характерно ни для Украины, ни для Одесской области. С этим связана какая-то история или просто решили в какой-то момент поставить точку?
- Да, есть одна история. 9 мая 1990 года у меня умер отец, и на его могиле я поклялся, что не буду пить.
- Я вижу у Вас в кабинете портреты самых знаменитых людей Одессы и Одесской области. Какая Ваша цель во власти? Может быть, есть какая-то мечта?
- Кстати, на одном из портретов есть большая ошибка. Иосиф Де Рибас был отравлен в 1801 году в ночь переворота, как участник заговора и как человек, который предал заговор (под портретом подписан год смерти 1845 – ред.). Но я думаю, что это механическая ошибка, возникшая при распечатывании портрета.
А вот Иван Никитич Инзов — это человек, который в начале XIX века дважды удостаивался звания Гражданский герой. Я Вам должен сказать, что, если бы не Инзов, мы бы не имели Бессарабии в ее нынешнем виде. В 1812 году по условиям Бухарестского мирного договора она перешла Российской Империи от Турции. Не от Румынии, а именно от Турции. И попечителем над этими землями и переселенцами был назначен Иван Никитич Инзов, неимоверно образованный и эрудированный человек, сделавший очень много для развития нашего края.
Кстати, если бы не Инзов, я не знаю что было бы с Александром Сергеевичем Пушкиным в истории с младшей дочкой Михаила Семеновича Воронцова, Соней. Никто не задумывался, почему Пушкин был в таких местах, как Татарбунары, Болград, Кишинев? Да, Одесса тогда была очень молодым городом, который только начинал строиться. Но можете себе представить, что такое Татарбунары или Болград начала 19 века и почему там оказался Пушкин? Его вывез Иван Никитич Инзов подальше от гнева Михаила Воронцова. Я так полунамеками рассказал, но, может быть, кому-то станет интересно и он возьмет и прочитает об этой истории.
- Есть какая-то цель или проблема, которая должна быть решена вами за эту каденцию?
- В этом и следующем году давайте решим две серьёзные проблемы. Одесская область должна стать первым регионом в Украине, который полностью реализует программу «Школьный автобус». Второе – за эту каденцию в Одесской области должна быть решена проблема утилизации всех ядохимикатов. У нас 20 таких хранилищ. Это просто бомба! Вы не представляете, что это такое. Оно когда не касается каждого конкретно, так абстрактный разговор. Но надо съездить и посмотреть. «А что это из этой бочки течёт и куда оно попадает?», «А там же колодцы!», «А что делать?». Если не в этом году, то до конца первого квартала 2012 года мы это уничтожим.
На самом деле бумаги по этим хранилищам составлялись по так называемой «визуальной оценке». Ярчайший пример привожу. В Сарате в одной из бочек по бумагам 20 тонн. Докладывает начальник МЧС – с утра начали качать из этой бочки, перекачали 34 тонны и ещё на глаз тонн 20 осталось. Сколько его реально – вообще никто не знает!
А ставить какие-то глобальные проблемы – типа покорить Марс – это в нашем возрасте и нашем положении неправильно.
Мы планируем решить проблему обеспечения детскими садами, особенно сельских районов. В лихие девяностые дошкольные учреждения, мягко говоря, приватизировали. То есть – растащили. Вполне возможно они тогда и не были нужны. А сейчас? В Измаиле очередь в детский садик 700 человек. Это ли не поле для коррупции? Вы знаете, что мой сын – секретарь Измаильского горсовета. Так он рассказал, что при изменении структуры горисполкома инспектор по детским садам ни в коем случае не хотел идти на повышение. Понятно, почему или нет? Ведь дефицит — 700 мест. И если б только Измаил. У нас полно центров, где не хватает детских садиков.
Сейчас Малин Александр Львович (зам. губернатора – ред.) занимается очень перспективным проектом. Если всё будет нормально, то строительство детсадов будет и дешевле, и быстрее чем во всей стране. Детский сад на 120-200 детей будем строить от закладки фундамента до введения в эксплуатацию за 6-8 месяцев.
Надо во всем быть реалистами. Если до нас власть не смогла полностью обеспечить питьевой водой и водой для полива юг области, то только по оценочной заявке цена обеспечения Буджакской степи питьевой водой составляет 3-4 миллиарда гривен. Но мы же не выбросим весь годовой бюджет на эту проблему – это просто невозможно.
- На одном одесском телеканале говорят, что Одесский горсовет занимается защитой русского языка, а облсовет в этом вопросе бездействует.
- Наши предшественники – депутаты предыдущего созыва Одесского облсовета приняли решение об имплементации Европейской хартии развития языков в Одесской области. Вот я, председатель Одесского облсовета, и сейчас, общаясь с вами на русском языке, не нарушаю никаких законов. Да, вся документация в Одесском облсовете идёт на украинском языке. Так ведь у нас по закону один государственный язык. И в этом я не вижу ничего страшного.
В облсовете проводятся различные литературные конкурсы, их победители получают премии, в том числе и за произведения на русском языке. Это ли не развитие русского языка?
Давайте лучше решим вопрос, чтобы в городе, особенно в центре, ежедневно не отключали свет! (во время интервью в кабинете отключали свет – ред.). И есть пути решения данной проблемы – нужно строить новую подстанцию в парке Шевченко. К сожалению, без её постройки не выкрутиться.
- Какой у вас фотоаппарат?
- Canon 550D.
- Я читал у Вас на сайте, что Вы увлекаетесь фотографией и рыбалкой.
- Да. А еще фотоохотой. Во время отпуска был 5 дней на Дунае, удалось попасть на птичий базар и кое-чего наснимать. Могу своим фотоаппаратом снимать с расстояния 200-300 м.
- А кроме Дуная, какие у Вас любимые места для съемки в Одесской области?
- Знаете, везде. Тилигул, Днестр. У меня товарищ работает в заповеднике – мы иногда с ним катаемся. Мой бензин, его лодка.
Источник - Думская.net.
|