Эта статья была навеяна случайно услышанной фразой, когда Измаильский городской голова Абрамченко А. В. расхваливался, как прекрасный руководитель, ремонтирующий дороги в нашем городе.
Чтобы прийти к тому или иному выводу, горожанин должен иметь достоверную информацию, должен ее проанализировать и только потом делать вывод. Безусловно, когда ремонтируются городские дороги, возникают вопросы: кем, как и за какие средства? В прошедшие годы ремонт городских дорог не финансировался из государственного бюджета, субвенции на дороги не выделялись. До 2012 года город мог расходовать деньги на дороги только из бюджета развития, который формировался из поступлений от налогов при продаже земли и коммунальной собственности. Расходование других средств по иным статьям дохода (исключение составляет благоустройство по линии УЖКХ) было недопустимо и наказуемо. Тем более, что при объеме свыше 300 тыс. грн все проходило через тендерные процедуры.
Сейчас ситуация в корне поменялась. В этом году впервые из республиканского бюджета выделены денежные средства на ремонт коммунальных, местных дорог. Из общего объема — 2 млрд. 340 млн. грн. на 2013 год часть из них в размере 8,6 млн. грн направляется в г. Измаил. Сегодня на ремонт дорог можно расходовать и деньги, поступившие в городской бюджет от единого налога с предпринимателей (который, например, в 2012 году составил 10,5 млн. грн.). Никому не надо объяснять, что возможности определяются размером финансирования. Необходимо отметить, что на ремонт дорог (капитальный, текущий) стали расходовать средства из других сфер финансово-экономической деятельности города. Например, если ранее в начале финансового года предусматривали расходование средств на здравоохранение, образование, культуру и т.д., то сейчас даже незначительные запланированные средства не осваиваются, а перераспределяются на дороги.
В июне т.г. на сессии горсовета дополнительно выделены деньги на ремонт дорог в объеме 4 млн. грн. Но эти деньги сняты с ремонта кровли школы №14 (в размере 1,9 млн. грн) и ремонта территориального центра социального обслуживания одиноких и нетрудоспособных граждан (в размере 3,7 млн. грн). Ситуация исключительного цинизма: мол, кто там видит этих стариков и кровлю школы №14, а дороги будут видеть все и говорить: «какая замечательная у нас власть». И, кстати, деньги на ремонт многих школ к новому учебному году не предусмотрены. Родители — готовьте кошельки во имя престижа местных чиновников! Таких примеров множество, на каждой сессии горсовета вносятся изменения по бюджету города в пользу дорог.
На сегодняшний день видимый ремонт идет по двум проспектам и частично прилегающим к ним уличным отрезкам. Часть проспекта Суворова в центре города сначала обустроили асфальтовым покрытием, а через несколько месяцев все переделывают под тротуарную плитку с дополнительными финансовыми расходами в размере 990 тыс. грн.
Кстати, почему все договора на проведение работ составляются объемом до 1 млн. грн.? Ответ прост — стремление городской власти уйти от тендерных процедур свыше 1 млн. грн., что дает право бесконтрольного распределения подрядных организаций и движения денежных потоков. Ведь тендер дает возможность выбора подрядчика по более низкому ценообразованию выполняемых работ. К примеру, капитальный ремонт Ленинского сквера — 990 тыс. грн., капитальный ремонт сети уличного освещения по ул. Б.-Днестровской — 990 тыс. грн., капитальный ремонт водопровода по ул. Б.-Днестровской — 990 тыс.грн, капитальный ремонт Длинного бульвара — 990 тыс. грн. и т.д.
Маленький риторический вопрос: какие фирмы ведут эти строительные работы, кто их гласный и негласный хозяин, кто производитель строительных материалов и каков общий объем финансирования? Стоящие за этими фирмами «отцы города и их люди» даже могут и не нуждаться в пресловутом «откате», но общеизвестно, что жадность человеческая — безгранична.
Будучи автолюбителем, могу сказать, что у нас есть всего две дороги — проспект Ленина и проспект Суворова, а остальные — не дороги, а направление движения. Городское руководство сгорело бы от стыда, если бы услышало, что о них говорят, а тем более думают водители, разъезжая по ухабам и ямам большинства улиц города.
Кто-то может высказать мне упрек в моей деятельности в бытность городским головой. Но при этом прошу учесть реалии времени — финансовой и правовой возможности тогда и сейчас. Первоочередной задачей тогда было обеспечение бюджетной сферы, пусть даже ремонт кровли в школе не бросается так в глаза, как свежая латка асфальта на дороге. Тогда проводился текущий ремонт всех дорог, а особенно на улицах с интенсивным движением автотранспорта (по всем автобусным маршрутам).
Гораздо справедливее и честнее будут обоснованы упреки в адрес городского головы Абрамченко А. В. и секретаря совета Пундика Е. Н.: не надо «замыливать» горожанам глаза частичным асфальтовым блеском двух проспектов. Мне вспоминаются слова бывшего министра транспорта Червоненко Е. А., который небезосновательно заявил, что каждая вторая гривна, вложенная в дорогу Киев — Одесса, украдена. Не такая ли аналогия и на местных уровнях? Не пора ли прокуратуре и милиции проверить эту сферу деятельности городской власти? Считаю необходимо повернуться лицом к бюджетной сфере. Собственные поступления бюджетных учреждений от горожан в 2012 году при плане 10,4 млн. грн. составили 15,6 млн. грн., и эта сумма уже как плановая доведена на 2013 год.
Что будет, если родители не станут подчиняться политике «выкручивания рук» и уйдут от «добровольных пожертвований» в школах и садиках? Поборы с родителей, под каким бы красивым лозунгом они не были, — аморальны. И правильно сказал премьер-министр Азаров Н. Я. на заседании Кабмина в июне 2013 года, что состояние фасадов школ — это проблема не родителей, а проблема местных властей.
Жизнь горожан по многим вопросам мрачно-перспективная и злободневно-актуальная: трудовая неустроенность в связи со сложным положением в пароходстве, порту, ряде коммунальных предприятий и т.д.; зарплата почти на уровне минимальной; не обустроена социальная сфера (например, очередь в детские садики — на многие года вперед); неудовлетворительная коммунальная инфраструктура (например, в городе вообще отсутствует централизованное горячее водоснабжение, плохое качество питьевой воды) и т.д. — и все это на фоне бездеятельности городской власти.
Нашим жителям, замыливая глаза «народным бюджетом», усилиями якобы по ремонту городских дорог, городская власть в лице городского головы Абрамченко А .В. и секретаря городского совета Пундика Е. Н. предлагает ездить по двум проспектам к горисполкому, больнице, тюрьме и кладбищу. «Осторожно, двери закрываются, следующая остановка…».
Георгий Дубенко, депутат горсовета.