Трасса Е-95 (Е-95): Николай Владимирович, с началом осени люди традиционно ставят перед собой масштабные задачи, планируют деятельность до конца года. Какие планы ставит перед собой Одесский облсовет? Какие вопросы надо решить?
Николай Пундик (НП): Естественно, основное - бюджетный процесс. Мы должны к концу декабря выйти на нормальный проект бюджета на 2014-й год. Кроме того, одна из основных задач – это сходы. Вновь будем проводить сходы громад, собирать жителей, чтобы расставить приоритеты для работы на всех уровнях в 2014 году.
Е-95: Т.е. будет новый этап "Народного бюджета"?
НП: Да, он показывает свою эффективность. Другой вопрос – эффективность работы чиновников в районах, на местах. Люди просят сделать вот то, то и это. Что-то делается, но потом как оно содержится? Есть ли у местных бюджетов возможность содержать детсады и стадионы? - Это вопрос местных властей, и иногда тут есть недоработки.
Еще один важный пункт: в нынешнем году мы закончим работы по созданию центра оказания административных услуг. Он будет располагаться в здании издательства "Черноморье". Само здание получит отопление и будет приведено в порядок. Также до конца года будет решено несколько важных вопросов по собственности. В частности, мы доведем до конца историю с Княжеской, 1а - домом Русского технического общества, т.н. "масонским домом". Выведем его на продажу с условием для инвестора - сохранить облик этого знакового здания. Еще одно из условий его продажи (и охранного договора) – размещение там художественной школы или художественного музея.
К сожалению, если говорить о процессе приватизации в целом, то сейчас нет особого спроса, свободных средств у инвесторов. Поэтому областной бюджет этого года по приватизации выполнен не будет. Как и прошлогодний…
Я перечислил некоторые основные вопросы, но есть еще целый ряд мелких заданий (например, теплые туалеты в каждой школе). Конечно, в своей работе облсовет ориентируется на социальные инициативы, выдвинутые президентом, таких задач очень много.
Е-95: В этом списке вы не упомянули вопрос Куяльницкого лимана, хотя ранее говорили, что работы по его спасению должны начаться до конца года. Есть ли уже сегодня окончательный ответ, как спасать лиман? И есть ли у Одесского облсовета, как инициатора этого проекта, план на случай, если что-то пойдет не так?
НП: На последней коллегии облгосадминистрации выступали три директора научно-исследовательских институтов, которые занимаются проблемой Куяльника. Их вывод однозначный: вреда от того, что мы запустим морскую воду в Куяльницкий лиман, не будет. Поэтому будем подавать воду. К концу года должны уже выйти на фактические работы. Т.е. речь будет идти уже не просто о проекте и прикидках, сколько нужно денег, а о том, чтобы в марте начать это строительство. Летом воду перекачивать нельзя. По выводу ученых, ее можно перекачивать только в те времена года, когда объем испарений с поверхности воды наименьший. Таким образом, я думаю, к октябрю следующего года первые кубометры воды будут перекачены. На ближайшей сессии мы обсудим два вопроса по Куяльнику. В частности, я дал указание внести в программу финансирования этого вопроса изменения: будет выделен 1,7 млн. грн. на проектно- сметную документацию. Так что можно считать, что строительство началось. Спасибо экологам, спасибо всем неравнодушным людям, которые подсказали кучу идей, и, прежде всего, идею об использовании старой трубы. Это удешевляет проект просто в разы.
Е-95: А если все-таки произойдет ЧП? Будет ли механизм, который позволит остановить подачу воды в Куяльник, если что-то пойдет не так?
НП: Безусловно, человеческий фактор присутствует всегда, но такие угрозы можно предусмотреть еще на этапе проектирования. Будут шлюзы, коллекторы, запорный механизм. Другой вопрос, что кроме запуска воды из Черного моря, следующий этап или даже вторая часть программы – это расчистка русла реки Большой Куяльник. По подсчетам ученых, количество пресной воды, находящейся в искусственных водоемах, ставках, запрудах по руслу реки – это процентов шестьдесят той воды, которой не хватает Куяльницкому лиману. Т.е. если бы эта вода была сейчас в Куяльнике, его состояние тоже требовало вмешательства и помощи, но было бы принципиально другое. Однако мы живем в такое время, когда нельзя просто по желанию поворачивать реки, строить и сносить дамбы. На сегодняшний день решить эти вопросы не так просто. На реке сейчас куча гидротехнических сооружений, дамбы, запруды. Они узаконены через решения сессий, решения судов или есть какие-то другие документы. А реку надо освободить. Поэтому сейчас мы входим в судебные процессы, где-то начинаем строить обводные каналы, взрываем дамбы. Непростая работа, но ее нужно делать.
Е-95: А как обстоят дела с созданием ландшафтного парка вокруг Куяльницкого лимана?
НП: Тут вопрос стоит следующим образом. Прежде всего – это создание курорта, а уже на территории курорта – национального ландшафтного парка. Приведу перечень основных собственников, на землях которых предполагается создание национального природного парка Куяльницкий. Это земли запаса Ивановского, Беляевского, Коминтерновского районов – 13,3 тыс. га, Одесское лесное хозяйство – 1054, 581 га - это Ширяевское лесное хозяйство, опытное хозяйство "Покровское" селекционно-генетического института семеноводства и сортоизучения УНАН - 1,2 тыс. га, санаторий Пирогова – 67 га, Одесский горсовет 93 га. Параллельно будет создан курорт Куяльницкий. Та территория, которая будет отдана под него, предполагает привлечение инвестиций и создание курортно-рекреационной зоны. А сам статус курорта, если он будет иметь статус национального, такого, как Миргород, Хмельник, Свалява, это очень серьезно. Это отдельная статья в государственном бюджете.
Е-95: Некоторое время назад ученые обвинили Одесский облсовет в том, что он вывел около 150 га особо ценных земель из состава Нижнеднестровского заповедника, в результате чего может пострадать уникальная экосистема. Что стоит за этими обвинениями, насколько они оправданы?
НП: На самом деле в этом вопросе речь идет о большой геополитике. Здесь у нас вопрос с Молдавией. В южной части Одесской области проживают 700 тыс. человек. Они получают энергию с Дубоссарской ГЭС. Тарифы на транспортировку электроэнергии оттуда в Одесскую область обусловлены договором от 1994 года сроком на 20 лет. 31 декабря 2014 года он заканчивается. Молдаване уже с приходом нашего президента Виктора Федоровича Януковича будируют этот вопрос. Некоторые политические силы говорят: дескать, Украина пользуется двойными стандартами. В отношениях с Россией применяют стандарты, какие удобны России, и Украина получает газ по завышенным ценам. А, дескать, с Молдавией не хотят пересматривать договор, хотя цена на тарифы на электроэнергию, якобы, занижена.
На самом же деле, мы не "отбирали" территорию заповедника, а произвели замену одних земель на другие. Мы ни на один гектар не уменьшили парк. Вывели участок под линию ЛЭП, а в других местах участки добавили. Все. Повторяю: участок вдоль дороги отвели лишь для того, чтобы проложить здесь линию электропередач "Аджалык-Усатово" и дальше. К тому же, это 155 млн. евро кредита Европейского банка реконструкции и развития под 1,5% годовых, если я не ошибаюсь на 30 лет. А наших там денег 10%-15%. Зачем отказываться от такого предложения? И скажите, если это все отменить из-за нескольких гектаров заповедника, то как потом 1 января 2015 года объяснить 700 тысячам жителей Одесчины, почему электроэнергия у них теперь в шесть раз дороже? На всю область "разбросать" цену, чтоб было не в шесть, а в три раза дороже? Так что это вопрос геополитики и очень-очень больших денег. Но я считаю позицию облсовета совершенно обоснованной.
Е-95: С начала нынешнего года облсовет вел достаточно жесткий диалог с Министерством обороны Украины из-за земель Тарутинского полигона. Недавно вы заявили, что удалось достичь компромисса. Насколько это решение подошло местным предпринимателям?
НП: Да, проблема по Тарутинскому полигону на сегодняшний день решена. Средства, которые будут платить предприниматели, абсолютно подъемные. Давайте разберем вопрос сначала. После вмешательства президента губернатор Эдуард Леонидович Матвийчук и я в Луганске на совете регионов провели встречу с министром обороны. В итоге был найден компромисс: люди получили землю, так как они не виноваты в том, что кто-то в 2005-м году действовал не по действующему тогда закону. Люди в этом реально не виноваты. Они вложили деньги, работали. Но земля как оставалась государственной, так и остается государственной. Договоры аренды этих предпринимателей сейчас подтверждаются или пролонгируются. Но на честных, приемлемых условиях. До этого люди платили в среднем 287 гривен за гектар, а в среднем по области, особенно по тому региону – арендная плата выше 400 гривен. Таким образом, предприниматели получат цену от 410 до 470 гривен за гектар. Процесс переоформления документов сейчас идет. Кто-то уже это сделал. Вариантов договоров – около десяти, все они приемлемы, и люди работают. На самом деле учтены интересы всех. Более того, областная власть и местные советы очень заинтересованы в укреплении позиций нашей армии в том регионе: в Бессарабии, Болграде, Арзцизе, Тарутино. Армия – это всегда порядок и рабочие места.
Е-95: В марте 2012 года вы высказались в пользу вывода из госсобственности двух портов – Измаильского и Ренийского. Насколько, по-вашему, за год ситуация в этих портах поменялась? Помогла ли реформа портовой отрасли?
НП: По большому счету ситуация на этих предприятиях мало изменилась. И нужны кардинально новые меры по выводу их из кризиса. Ренийский, Измальский и Усть-Дунайский порт, который уже сложно назвать портом, нужно связывать с регионом. Как происходит сейчас: управление этими портами осуществляется из Киева, оттуда же назначаются начальники на места. В Киеве решают: закрывать или не закрывать это предприятие, потому что оно убыточное. А то, что там работают 2,5 тысячи людей? А социальные вопросы, которые остаются нам, Измаилу, Рени? Есть еще Украинское дунайское пароходство, где тоже ситуация очень тяжелая. Задолженность по зарплате там порядка 20 млн. грн. Она частично гасится, но выхода из этой ситуации в целом я пока не вижу, пока не придет человек со своими грузами, со своим грузопотоком. Только так ситуацию можно сдвинуть с мертвой точки. Конечно, сейчас сокращения в том же Измаильском порту прекратились, но все равно порт выйдет максимум на 4,5-5 млн. тонн по году при возможности в 2-2,5 раза больше. УДП за навигацию осуществляет 60-90 судозаходов для туристов при возможностях в 10 раз больше. Это все еще не решает проблемы.
Е-95: В этом году Одесский облсовет придал русскому языку статус регионального. Сразу о таких же инициативах заговорили представители многих национальностей в регионе: болгары, гагаузы, молдоване. Как вы считаете, должны ли местные советы принимать аналогичные решения для своих населенных пунктах или достаточно русского языка на всю область?
НП: Областной совет принял решение о том ,что на территории Одесской области действует закон, принятый Верховной радой с условным названием "Кивалова-Колесниченко". Что предусматривает этот закон? - Если на территориальных объединениях этническая группа составляет больше 10% населения, то язык этой группы автоматически становится вторым языком. Данные берутся по результатам последней переписи населения (у нас она была в 2001 году). В данном случае, в Одесской области как второй язык у нас действует русский. Почему? - Потому что на территории всей области русскоговорящего населения больше 10%. В отдельных районах есть ситуация, где вторым языком будет болгарский, возможно будет где-то молдавский, но это на территориях административно-территориальных единиц.
Е-95: Т.е. местным советам, по большому счету нет нужды принимать отдельные решения по этому вопросу?
НП: Да, закон этот прямого действия. В принципе, решение облсовета по русскому языку – это политический акт. Аналогично по Болградскому району. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство населения Болградского района – это болгары. У нас в области 166 тыс. болгар – тех, кто при переписи назвали себя болгарами. А у меня еще куча знакомых, друзей, которые украинцы, но имеют болгарские корни. Так что такое решение для местного совета - это акт национального самосознания. И местным советам никто не запрещает принимать эти решения. Но по сути – это будет декларация.
Е-95: Последние месяцы в Одесской области то тут, то там разгораются коррупционные скандалы, связанные с высокопоставленными чиновниками – главами райгосадминистраций, райсоветов. Как вы считаете, что надо сделать, чтобы эти ситуации сократились до минимума?
НП: Набор инструментов здесь на самом деле не очень большой. Мы должны всячески ограничивать коррупционные действия, вести пропаганду, разъяснительную работу. Это однозначно необходимо. Есть много других вариантов: от повышения заработной платы и престижности работы до абсолютной доступности, прозрачности, как в той же Грузии. Это тоже выход, но в таком случае нужна серьезная кадровая работа и целый комплекс других мер. Однако, о самом главном в этом вопросе, я бы сказал так: "40 лет водил народ я по пустыне, чтобы умерли родившиеся в рабстве". Что касается механизмов прямого действия, то мы можем мониторить местные советы, можем оказывать какие-то методические рекомендации, давать свои предложения, но у нас нет подчиненности. Я могу, видя какое-то спорное решение, позвонить и сказать: "Вы что творите?!" Но это только моя личная инициатива. А прислушается или нет совет к моей рекомендации – только их решение.
Беседовал: Алексей Синило
Источик - «Трасса Е-95».