Трибуна депутата
  Поделиться


«К спасению Куяльника необходим комплексный подход»

Жители Одесчины внимательно отслеживают информацию, касающуюся спасения Куяльника. Поделился своими размышлениями и председатель депутатской группы «Куяльник» в областном совете Сергей Степаненко. Этот материал опубликован также в газете «Одесские известия» от 1 февраля текущего года.

Региональная программа сохранения и восстановления водных ресурсов Куяльницкого лимана на 2012 – 2016 гг. (далее – Программа), принятая Одесским областным советом 28 октября 2011 года в рамках выполнения им своего же решения от 12 мая 2010 года, нацелена на сохранение уникального водного объекта, обладающего прекрасными лечебными природными ресурсами (грязь и рапа), но начавшего стремительно мелеть в начале XXI века.

Меры, включенные в Программу, базировались на научных исследованиях водоема, выполненных в XX и начале XXI века известными учеными из НИИ и вузов Одессы и других городов Украины. Проект Программы широко обсуждался на протяжении полутора лет на заседаниях Бассейнового совета речки Большой Куяльник и Куяльницкого лимана (далее – Бассейновый совет), созданного во исполнение того же решения от 12 мая 2010 г. К работе совета были привлечены научные, производственные и учебные учреждения, занимавшиеся проблемами лимана, общественные экологические организации, а также местные органы исполнительной власти. Таким образом, в Программу были включены практически все обоснованные предложения, направленные на восстановление экологического состояния Куяльницкого лимана. И прежде всего – его гидроэкологического баланса, который с середины первого десятилетия XXI века стал стремительно ухудшаться.

Более подробно причины этих негативных процессов и анализ принятых в Программе мер по их преодолению изложены в брошюре «Причины обмеления Куяльницкого лимана и пути его спасения», вышедшей в конце августа 2013 года в одесском издательстве «Экология».

Фактическое невыполнение Программы в 2012 году и нарастание негативных процессов в лимане вызвали серьезную тревогу ученых, общественников и депутатов областного совета. Так, в соответствии с Программой в 2012 году было необходимо профинансировать и выполнить мероприятия общим объемом 7 млн. 420 тыс. грн., из них из областного бюджета – 7 млн. 110 тыс. грн.. Фактически были профинансированы работы на 211 тыс. грн., или меньше 3% от запланированного! Не выполнялись работы по вынесению на местность округа и зон санитарной охраны курорта Куяльник, обозначенных Постановлением Совета Министров УССР от 7.03.1985 г. № 102, защитных прибреж­ных полос рек Большой Куяльник, Долбока, Кубанка и др., не приступили и к проектированию расчистки русла этих рек. Не начинались работы по анализу сложившейся системы водопользования, паспортизации водных объектов и гидротехнических сооружений, их собственников в бассейне Куяльницкого лимана, не разрабатывалась система интегрированного природопользования в этом водном бассейне… И еще многие важные меры оставались только на бумаге. К большому сожалению, в 2012 году не было начато проектирование гидротехнического сооружения для пополнения лимана морской водой, несмотря на принятое 28 августа 2012 года решение сессии областного совета и выделение средств из областного бюджета на выполнение работ. Это существенно замедлило и продолжает замедлять темпы реализации первоочередной задачи по спасению лимана.

Отношение к Программе серьезно изменилось после рабочей поездки Президента Украины В.Ф. Януковича в Одессу в сентябре 2012 года и его Поручения от 19 октября 2012 г. о реализации мер, направленных на сохранение природного комплекса Куяльницкого лимана. При заместителе председателя областной государственной администрации была образована рабочая группа по выполнению мероприятий Программы. Она практически еженедельно отслеживала ход выполнения принятых решений, и в первую очередь – строительства гидротехнического сооружения по соединению лимана с Одесским заливом.

В апреле 2013 года вопрос «О ходе выполнения Региональной программы сохранения и восстановления водных ресурсов Куяльницкого лимана на 2012 – 2016 гг.» был рассмотрен на коллегии облгосадминистрации, по результатам обсуждения было принято распоряжение председателя облгосадминистрации от 7.05.2013 г. № 412/А.

В соответствии с этим распоряжением и с учетом бурной общественной дискуссии о целесообразности пополнения лимана морской водой из областного природоохранного фонда в апреле 2013 года были выделены 294 тыс. 500 грн. для проведения научной экспертизы выводов ученых Одесского государственного экологического университета (ОГЭкУ) о возможности и необходимости строительства гидротехнического сооружения, позволяющего подавать морскую воду в Куяльницкий лиман. Выполненные учеными ФХИ им. А.В. Богатского и Одесского филиала ИнБЮМ им. А.О. Ковалевского НАН Украины, УкрНИИ медицинской реабилитации и курортологии Минздрава Украины исследования полностью подтвердили выводы специалистов из ОГЭкУ. Это дало, наконец, возможность приступить к проектированию гидротехнического сооружения по пополнению лимана морской водой.

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность одесским ученым и восхищение их работой. При мизерном финансировании, крайне сжатых сроках, огромной ответственности, которая легла на их плечи, они выполнили уникальное комплексное научное исследование по проекту, не имеющему аналогов в мире, тем самым подтвердив высокий статус одесской научной школы.

В апреле 2013 года в областном совете была образована депутатская группа «Куяльник». Она взяла под свой контроль реализацию Программы. В состав группы на декабрь 2013 года входят уже 20 депутатов, было проведено семь заседаний, в том числе два выездных, на которых отчитывались заместитель председателя облгосадминистрации, директора департаментов экологии и природных ресурсов, финансов облгосадминистрации, проектного института «Укрюжгидроводхоз». Создание группы позволило скоординировать усилия депутатов областного совета и установить хоть какой-то контроль за состоянием выполнения Программы.

В марте 2013 года, по поручению Одес­ского областного совета, в ОГЭкУ про­шел научный семинар, посвященный обсуждению проекта научного обоснования создания национального природного парка «Куяльницкий». На семинаре были приняты решения о необходимости существенной доработки проекта и ускорения работ по разработке проекта закона о закреплении за Куяльницким лиманом статуса курорта общегосударственного значения. Такой проект закона «Про оголошення території Куяльницького лиману Одеської області курортом державного значення – курортом Куяльник» был представлен в июле 2013 года учеными ОГЭкУ на заседании депутатской группы «Куяльник» и передан в Одесскую облгосадминистрацию. Благодаря народному депутату Украины С.В. Кивалову и возглавляемому им в Верховной Раде межфракционному объединению «Одесса» этот проект, доработанный в НУ «Одесская юридическая академия», был официально зарегистрирован в Верховной Раде в ноябре 2013 года.

На основании выводов научной экспертизы трех научно-исследовательских институтов, о которой говорилось выше, 18 сентября 2013 года решением сессии областного совета из областного природоохранного фонда было выделено 848 тыс. 900 грн. на разработку проектно-сметной документации строительства гидротехнического сооружения для соединения Куяльницкого лимана и Одесского залива. Также было выделено 650 тыс. 100 грн. на разработку проектно-сметной документации на выполнение работ по расчистке русла р. Большой Куяльник.

На этой же сессии было принято инициированное депутатской группой «Куяльник» обращение облсовета в Кабмин с просьбой о выделении из Государственного фонда охраны окружающей природной среды 100 млн. грн. на реализацию мероприятий Программы по восстановлению водных ресурсов Куяльницкого лимана.

В мае – октябре 2013 года рабочей группой под руководством заместителя председателя облгосадминистрации была проделана большая работа по выбору трассы гидротехнического сооружения, обоснованию возможности использования существующих трубопроводов, отводу земли, выбору инженерного решения по забору морской воды, перекладке труб по трассе трубопровода и другим вопросам. Благодаря этой работе удалось существенно сократить планируемые расходы на строительство – с более чем 100 млн. грн. (как это оценивалось областным управлением капитального строительства в декабре 2012 года) до 28 – 30 млн. грн., а также существенно сократить планируемые сроки строительства – с трех-четырех лет до года-двух. Так, выполненная осенью 2013 года замена 120 метров уложенной в 80-е годы прошлого века трубы позволяет использовать существующий трубопровод общей длиной около километра для подачи в лиман морской воды.

Интенсивная работа рабочей группы в расширенном составе продолжается и после назначения на должность заместителя председателя облгосадминистрации О.М. Куракова. На стадии завершения разработки проекта возникает много неожиданных проблем, которые связаны с «подводными камнями» нашего законодательства, неразберихой в городском хозяйстве. Их необходимо очень оперативно и грамотно решать.

В июле – сентябре 2013 года по инициативе Одесской областной государственной администрации была выполнена большая работа по очистке берегов Куяльницкого лимана от бытового и хозяйственного мусора – всего было проведено пять субботников, в которых активное участие принимали районные администрации Коминтерновского, Беляевского и Ивановского районов, Суворовского района г. Одессы, школьники, сотрудники бюджетных организаций, общественные активисты, студенты, ученые, депутаты облсовета и просто неравнодушные граждане.

Во второй половине 2013 года начались активные работы по установлению в натуре границ первой зоны округа санитарной охраны курорта «Куяльницкий лиман» в рамках реализации региональной и районной программ развития земельных отношений в Коминтерновском районе, финансирование которых осуществляется за счет местного бюджета. В перспективе предполагается продолжение этой работы на территории Ивановского района, примыкающей к лиману и реке Большой Куяльник.

В 2013 году была проведена большая работа по информированию и разъяснению общественности сути принятых областным советом и облгосадминистрацией решений по спасению Куяльницкого лимана – проведено четыре «круглых стола» с участием широкого круга общественных активистов, экологов, СМИ, несколько пресс-конференций, в социальных сетях создана и активно работает страница «Спасение Куяльника» и др. Мной как депутатом издана уже упоминавшаяся брошюра «Причины обмеления Куяльницкого лимана и пути его спасения».

Однако, при всех положительных тенденциях 2013 года, следует объективно оценивать достигнутое – абсолютное большинство задач Региональной программы так и осталось на бумаге. Согласно Программе, в 2013 году должны были проводиться работы по 16 пунктам на общую сумму 7 млн. 375 тыс. грн., а реально выполнялись работы только по 3 пунктам в общем объеме 1 млн. 878 тыс. 800 грн., что составило чуть больше 25% от запланированного. Уже два года подряд не финансируются и не выполняются такие важные мероприятия Программы, как:

– анализ сложившейся системы водопользования в бассейне Куяльницкого лимана, разработка и внедрение системы интегрированного природопользования в округе санитарной охраны курорта;

– паспортизация водных объектов и гидротехнических сооружений, их собственников в этом водном бассейне;

– анализ сложившейся системы землепользования в зонах санитарной охраны курорта «Куяльницкий лиман», ее корректировка в соответствии с требованиями Закона Украины «О курортах», Водного и Земельного кодексов Украины;

– вынесение на местность границ прибрежных защитных полос и обустройство водоохранных зон рек и балок, впадающих в Куяльницкий лиман;

– проведение экологического аудита источников загрязнения природной среды в бассейне Куяльницкого лимана;

– проведение инвентаризации и ликвидации источников загрязнения водных объектов, стихийных свалок бытового и хозяйственного мусора на берегах лимана и рек, в него впадающих;

– создание системы мониторинга гидроэкологического состояния Куяльницкого лимана и природных ресурсов в бассейне лимана. Создание геоинформационной базы данных по этим природным объектам;

– обустройство пересыпи Куяльницкого лимана и создание там ветланд-парка (водно-болотный парк);

– проведение информационной образовательно-просветительской кампании среди жителей г. Одессы и районов области, расположенных в бассейне Куяльницкого лимана.

Общее недофинансирование мероприятий Программы за 2012-2013 годы составило 12 млн. 395 тыс. грн. (это почти 44% от всех запланированных в Программе на 2012 – 2016 гг. средств).

В 2014 году наряду с обозначенными выше мерами необходимо также продолжить работы по выполнению таких уже начатых мероприятий Программы, как:

– строительство гидротехнического сооружения по соединению Куяльницкого лимана с Одесским заливом;

– расчистка русел речек Большой Ку­яль­­ник, Долбока, Кубанка, балок Гиль­дендорфская и Корсунцовская;

– разработка научного обоснования и выбора в пределах 2-й и 3-й зон санитарной охраны курорта места обустройства национального природного парка «Куяльницкий»;

– научный мониторинг состояния Ку­яльницкого лимана.

Естественно, предусмотренные Про­граммой на 2014 год 6 млн. 470 тыс. грн. (из областного бюджета – 6 млн. 220 тыс. грн.), даже с учетом недофинансирования 2012-2013 гг., не могут обеспечить выполнение всех перечисленных выше работ.

Поэтому считаю необходимым, с одной стороны, существенно пересмотреть финансирование Программы в 2014 году – для реализации ее первоочередных мер необходимо выделить не меньше 55 млн. грн., из которых около 30 млн. грн. понадобится для строительства трубопровода «Куяльник – Одесский залив» и около 19,5 млн. грн. – на выполнение первой очереди расчистки русла р. Большой Куяльник. С другой стороны, – добиться софинансирования выполнения мероприятий из Государственного бюджета Украины и бюджета города Одессы. Да, как ни парадоксально это звучит, за истекшие несколько лет наш областной центр – основной потребитель природных ресурсов Куяльницкого лимана, и исторически основатель и основной попечитель курорта – не внес ни одной гривни для его спасения! В мае 2013 года на это было указано городским властям в распоряжении председателя областной государственной администрации за № 412/А. Однако город не спешит выделять средства для выполнения Программы.

Кроме того, необходимы серьезные организационные и административные усилия по сопровождению проекта закона «Про оголошення території Куяльницького лиману Одеської області курортом державного значення – курортом Куяльник» в Верховной Раде Украины, а также принятие центральными органами исполнительной власти решения о разработке Государственной программы развития курорта «Куяльницкий лиман».

Выполнение всего комплекса мер, обозначенных в Программе, требует координации усилий всех ветвей власти в области, а также активного участия в этой работе общественности. Для этих целей решением сессии Одесского областного совета от 15 мая 2010 года был создан организационный механизм в виде Бассейнового совета Куяльницкого лимана. Однако, поработав год над созданием проекта Региональной программы спасения Куяльника, он фактически прекратил свое существование из-за бюрократических зацепок по поводу его статуса. Могу еще раз повторить свою позицию, изложенную в брошюре «Причины обмеления Куяльницкого лимана и пути его спасения»: Бассейновый совет должен работать как координационный орган Одесской областной государ­ственной администрации, осуществляющий функции общественно-государственного управления и контроля выполнения задач, поставленных в Программе. Надеюсь, что двухлетние усилия по возобновлению работы Совета наконец найдут поддержку в руководстве областной государственной администрации.

Кроме того, реализация Программы вступает в такую фазу, что без создания областного коммунального предприятия, которое бы взяло на себя как функции заказчика выполнения мероприятий Программы, так и функции эксплуатации и мониторинга, не обойтись. Конечно же, по своим задачам, их комплексности и сложности это предприятие должно существенно отличаться от ныне существующих – прежде всего своей научной составляющей – это должно быть своего рода научно-произ­водственное предприятие. Такого опыта в области пока нет, хотя в советское время научно-произ­водственные объединения работали в Одессе, да и научные кадры, способные решать поставленные задачи, в области пока есть.

В заключение еще раз хочу подчеркнуть, что решение всего пласта проблем Куяльницкого лимана возможно только при выполнении двух условий:

– во-первых, должен осуществляться комплексный подход, заключающийся в реализации всего перечня мероприятий, преду­смотренных региональной Программой. Нет одной или нескольких отдельных мер, которые позволят решить все проблемы лимана – только последовательное выполнение всех без исключения пунктов Программы оздоровит гидроэкологическую ситуацию на Куяльницком лимане;

– во-вторых, без финансовой поддержки со стороны государственного бюджета невозможно осуществить весь комплекс мероприятий, предусмотрен­ных региональной Программой, а также реализовать в полной мере лечебный, оздоровительный и социально-экономический потенциал курорта «Куяльницкий лиман».

Источник: сайт Одесского областного совета



  
  Поделиться



Другие статьи по теме



Комментировать:
Логин:

Пароль:

Регистрация.
Забыли логин или пароль?

ЦИТИРОВАТЬ (Чтобы вставить цитату, выделите нужный фрагмен текста на этой странице и нажмите "ЦИТИРОВАТЬ")
Осталось символов –

Введите проверочный код



Логин:

Пароль:

Регистрация.
Забыли логин или пароль?
НАЙТИ ДЕПУТАТА
Для поиска используйте буквосочетание из не менее, чем 3-х букв


Подписаться на рассылку (только для зарегистрированных пользователей. регистрация.)
Введите Ваш email:

Партнёрам: Код нашего баннера можно скопировать тут.

НОВОСТИ, СОБЫТИЯ
27 сентября
12:06

Розпочалося стартове оцінювання рівня прозорості бюджетного процесу у громадах-партнерках програми USAID DOBRE

25 сентября
11:31

В умовах тимчасової окупації громадам особливо важливо долучати жителів до участі в бюджетному процесі: рекомендації експертів проєкту «Бюджети в екзилі»

11 сентября
10:53

Громадський центр правосуддя в м. Татарбунари підсумував черговий етап діяльності

05 сентября
14:25

У місті Татарбунари на Одещині розвивається гуманітарний волонтерський хаб

03 сентября
15:55

Які соціальні послуги доступні в умовах війни: консультує Громадський центр правосуддя в м. Татарбунари

29 августа
15:00

Як громадам залучати жителів до бюджетного процесу: практичні поради за результатами проєкту «Бюджетна партисипація від А до Я»


14:52

Як відновити втрачені документи: консультує Громадський центр правосуддя в м. Татарбунари

27 августа
13:47

Як "сусідська варта" допомагає підвищити безпеку в громаді

23 августа
13:26

Розбудова системи доброчесності у територіальних громадах: стартує новий проєкт за підтримки програми USAID DOBRE

30 июля
22:24

Конкурси малюнків, квести й уроки фінансової грамотності: як залучати молодь до бюджетного процесу

03 мая
18:00

У громадах Півдня України проводять картування місцевого неурядового сектору

27 апреля
10:51

Ресурсні центри для неурядового сектору Півдня України визначили пріоритетні сфери розвитку

15 апреля
14:56

В Одеській області пройде форум громадянського суспільства з гуманітарного реагування в умовах війни

20 декабря
11:10

У громадах Одеської області обговорили актуальні безпекові та правові виклики

21 августа
19:02

Атака на історичний центр Одеси: наслідки для культурної спадщини та реакція міжнародної спільноти

28 июня
13:53

Тренінг є частиною програми посилення спроможності волонтерських та гуманітарних організацій на Півдні України, що реалізується PTF Europe та Одеською обласною організацією ВГО «Комітет виборців України».

07 июня
12:14

Сервісна допомога людям та довготривалі рішення для громад: робота Громадського центру правосуддя в м. Татарбунари

11 марта
22:15

Public Talk “Одеса після Перемоги”: що пропонують депутати і експерти

23 февраля
15:49

Зменшення впливу на прийняття рішень та ігнорування з боку влади: з чим стикаються місцеві депутати під час війни

29 декабря
14:03

В Одеській області громади обмінялись досвідом та проблемами роботи з ВПО в умовах війни


RSS

View My Stats



       
    Поддержка проекта “Твой местный депутат: Одесская область”, который выполняется Одесской областной организацией Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» была осуществлена Фондом Восточная Европа в рамках программы “Твой местный депутат: мониторинг деятельности депутатов местных советов в Украине”, которая является совместной инициативой Фонда Восточная Европа и Черкасской областной организации Комитета избирателей Украины и выполняется при финансовой поддержке Фонда демократии ООН (UNDEF) и Агентства США по международному развитию (USAID).
     Мнения, отраженные на сайте, принадлежат их авторам и могут не совпадать с точкой зрения партнеров программы.

 

Веб-розробка