Интервью с заместителем главы фракции Партии регионов в Одесском городском совете Олегом Этнаровичем коммеспондент "ИзбирКом" записывал 21 февраля. Но события, которые происходили далее оттеснили публикацию на второй план. Впрочем, интервью не утратило своей актуальности и по сегодняшний день.
Как Вы оцениваете три года работы Одесского городского совета? На Ваш взгляд какие плюсы и минусы существуют в его работе?
Мы разговариваем в непростое время, когда происходящие события накладывают колоссальный отпечаток оценку ситуации. Поэтому говорить о работе в позитивных тонах нельзя. Во-первых, в стране объявлен траур. Мы понимаем, что если ситуация в стране повернулась в такое напряженное русло, то были и есть недочёты в работе. И как партия, которая, на сегодняшний день, в городе представляет власть, мы не можем оставаться в стороне. Во-вторых, мы говорим об Одессе. В нашем городе ситуация сильно отличается о того, что происходит в Киеве.
Исходя из этого, я хотел бы охарактеризовать итоги работы своей личной и фракции сдержанно-положительно. Правда, в должности заместителя руководителя фракции, я нахожусь всего около трёх месяцев - это очень небольшой срок. Поэтому рассуждать о предыдущих годах роботы, когда я практически не входил в руководство, мне будет достаточно сложно. Поэтому выскажу свою позицию как депутат и руководитель социальной комиссии, которая занимается вопросами образования, культуры, спорта и взаимодействия с общественными организациями.
За это время Одесский городской совет принял ряд важных решений, некоторые, можно сказать, даже достаточно спорные. Например, вопрос аэропорта. При принятии этого решения я и мои коллеги руководствовались целесообразностью и результатом, который оно принесет всем одесситам. Мы понимали, что тот инвестиционный договор, который представили инвесторы, позволял в короткие сроки получить новый аэропорт и новую взлётно-посадочную полосу. Такой масштабный проект реконструкции город не мог осилить самостоятельно. Те, кто знает состояние нашего аэропорта, понимает насколько сильно он отличается от аэропортов других городов и стран.
Сейчас, вы видите результаты: в этом году запланирована реконструкция полосы. Ну и? как говорят, «ни одна стройка не заканчивается вовремя», поэтому сроки окончания работ немного затягиваются. Но, в связи с нынешними событиями в государстве, трудно сказать, что теперь будет с финансированием реконструкции взлётной полосы. Ведь это государственная собственность и её не имеют права финансировать частные инвесторы. Тем не менее, Одесский городской совет будет контролировать выполнение инвестиционного договора. И, в случае невыполнения обязательств, мы будем иметь основания требовать пересмотреть договор. Ну и ряд других вопросов: принятие необходимых бюджетов и выполнение намеченных социальных стандартов. Город жил, живёт, работает.
Как вы видите, сегодняшние события дают чёткие ответы насколько люди довольны властью. В нашем регионе протестные движения не имеют такого массового характера, как в других областях. Одесситы видят те усилия, которые принимает городской совет, руководство города и оценивают их удовлетворительно. Поэтому людей, которые выходят с протестами и выплёскивают какую-то ярость, cлава богу, у нас нет и это является самым главным показателем. В целом, обстановка в городе спокойная, все учреждения продолжают свою работу, школы, детские сады, все одесситы имеют возможность трудиться и спокойно передвигаться по улицам, не боясь нападений. Мне кажется, это главная оценка работы нашего городского совета.
Как Вы оцениваете работу фракции по реализации своей предвыборной программы?
Повторюсь, оценивать нашу работу нужно будет одесситам, но в целом они не разочарованы действиями городской власти. За прошедшие три года решено много социально важных вопросов: построено несколько поликлиник, детских садов, проводится реконструкция школ. Впервые, за многие годы, вопросы социального сектора вышли на первый план.
Предыдущее руководство города делало очень много для внешнего облика Одессы – прекрасные дороги, мощённые тротуары и фасады. Это действительно большой шаг вперёд, но он был сделан благодаря благоприятной экономической ситуации и бурному развитию строительной отрасли. Городской бюджет получал огромные отчисления от инвесторов, которые вкладывали свои деньги в строительство и развитие инфраструктуры. Причём часть заимствований были внешние займы. Знаете, когда есть деньги, легко хозяйствовать. Сейчас же условия намного жестче, но, тем не менее, самые важные вопросы городскому совету и власти удалось решить. Мне это кажется очень важным.
За последние три года уже два раза сменился руководитель вашей фракции. В первый раз – всё понятно, Геннадий Труханов стал народным депутатом и сложил с себя полномочия. После, Василий Барабаш сменил Юрия Преснова. Какова причина повторной смены главы фракции?
Фракция – живой организм, она всегда развивается и идёт вперёд. Для движения вперёд и решения внутренних вопросов нужно предоставлять полномочия в принятии этих решений тем или иным людям – руководителям. Мы все прекрасно понимаем, что Юрий Преснов, заступив на пост главы фракции, получил огромный круг вопросов, который необходимо было решать. Но все мы люди, все мы разные. У кого-то что-то получается лучше, у кого-то хуже. Видно, Юрию Преснову с чем-то не удалось справиться. На заседаниях фракции, он неоднократно говорил, что данная работа отнимает огромное количество времени и построена общественных началах. А так как Юрий Преснов - человек состоявшийся в профессиональном плане, бизнесмен, руководящий рядом крупных предприятий, наверное, занятость на посту руководителя фракции снижала эффективность его работы на основном месте. Скорее всего, это и послужило причиной его ухода с поста главы фракции и я не вижу в этом никакой трагедии.
Т.е. Юрий Преснов сам отказался от этой должности?
Да, конечно. На собрании фракции он выступил, поблагодарил всех и, сославшись на ранее озвученные обстоятельства, попросил самоотвод и предоставил возможность кому-то другому занять эту должность. Здесь абсолютно прозрачная ситуация.
Какие формы работы с избирателями сейчас использует Ваша фракция? Используете ли вы возможности Интернета, в частности, социальных сетей для связи с избирателями?
Мы считаем, что работа в тесном контакте с избирателями – это одна из самых важных частей работы любого политика. Кроме законодательной деятельности, которой мы занимаемся в зале городского совета подготавливая решения, все депутаты являются членами профильных комиссий, которые детально изучают и анализируют вопросы жизнедеятельности города, вносят свои предложения. Это большой объём работы, который внешне не виден, но в действительности очень важен. Так как все депутаты работают на общественных началах, они отрывают это время от своей основной работы, от семьи – поэтому график у каждого из них достаточно напряжённый. Поэтому сразу хочу сказать - мы не лежебоки и не бездельники (смеётся).
Что касается вопроса взаимодействия с избирателями, то форматы очень различные. Я - руководитель комиссии по взаимодействию с общественными организациями, именно через них идёт основной поток работы. Это прежде всего ветеранские, молодёжные организации, в которых люди активно занимаются общественной деятельностью. Это также спортивные, научные организации. К нам постоянно обращаются за помощью в проведении различных мероприятий, мы, в свою очередь, оцениваем насколько это важно и нужно для города и, где есть возможность, помогаем.
На сайте городского совета регулярно публикуются отчёты о работе нашей фракции и депутатов. Мы регулярно отчитываемся в городских и региональных СМИ. Правда, в этом году события в стране помещали нам отчитаться в феврале, но мы обязательно проведем отчет, но немного позже. Я считаю, что у нас взаимодействие с избирателями очень хорошее. У горожан всегда есть возможность контактировать с нами через приёмную фракции, через районные организации, которые находятся в четырёх районах нашего города, также в каждом мажоритарном округе есть депутатские приёмные. Из 60-ти депутатов-мажоритарщиков в городском совете, 46 – представители фракции Партии регионов – охват города очень хороший, работа ведётся и, я считаю, что мы можем дальше двигаться в таком направлении.
Как Ваша фракция относится к проблеме не персонального голосования?
Мы понимаем и полностью разделяем ту позицию, что депутаты должны голосовать лично. С другой стороны, существует целый набор механизмов и правил, которые изложены в регламенте городского совета и, по-сути, дают возможность работать в законодательном русле.
Те предложения, которые звучат сейчас от наших коллег, от представителей других фракций, о запрете неперсонального голосования, на мой взгляд, за внешней простотой и лёгкостью, кроют в себе много нюансов, которые могут если не «заблокировать», то дезориентировать работу городского совета в целом.
В частности, в предложениях о предотвращении неперсонального голосования заложены пункты, согласно которым каждый депутат, если у него есть сомнения в правильности волеизъявления коллег, может остановить процесс голосования, попросить провести переучёт всех наличествующих в зале, потом снова запустить голосование. Любое позитивное начинание можно довести до абсурда.
Наша фракция идёт навстречу по многим вопросам. Например, есть вопросы в пакетном голосовании (в основном речь идет о земельных вопросах и вопросах коммунальной собственности, – ред.) – мы пытаемся каждый вопрос разделить, обсудить, провести несколько предварительных согласительных советов, чтобы не затягивать их рассмотрение на сессии.
Тем не менее, работа депутатов на сессии продолжается, как минимум, четыре-пять часов. Если мы ещё будем поштучно принимать некоторые решения, то это будет занимать еще больше времени, породит склоки и противостояния, которые нам не нужны.
Наша позиция, такова – в Регламенте Одесского горсовета уже присутствует необходимая норма по соблюдению персонального голосования. Дополнять её какими-то жесткими мерами не стоит. От этого будет больше вреда, чем пользы.
Скажите, пожалуйста, почему проблема неперсонального голосования стала актуальна в 2013 году. Ведь именно в 2013 начали много говорить об этом, до этого проблема также существовала, она существовала в совете предыдущего созыва.
Говорить можно много, я работаю депутатом только первый созыв. О том, что было ранее, мне сложно судить, но, наверное, это общая тенденция. Вы понимаете, что с развитием различных СМИ и Интернета информация стала намного доступней. И то, о чём раньше люди лишь догадывались, что можно было скрыть, сейчас удержать в тайне практически невозможно. Я с вами соглашусь, что, скорей всего, эти моменты присутствовали и раньше, просто сейчас появилась возможность сделать их достоянием общественности.
На последней сессии на многие фото- и видеокамеры был зафиксирован неоднозначный поступок депутата Ирины Есенович по отношению к журналисту. Выработала ли фракция какое-то единое мнение по этому поводу?
Мы обсуждали этот вопрос. Конечно, для нас всех это очень неприятная ситуация. Пользуясь случаем, мы приносим искренние извинения за поступок нашей коллеги, считаем его недопустимым.
Уже прошло заседание совета фракции по этому вопросу, мы разбирали итоги сессии, конечно же разговаривали с Ириной, ей указали, что это недопустимо. Она и сама раскаялась в содеянном. Но своей стороны, мы приложим все усилия, чтобы подобное не повторилось и депутаты сдерживали свои эмоции.
Удалось ли благодаря принятию нового Устава качественно привлечь общественность к принятию решений?
Когда мы оцениваем те или иные события, всегда очень важно сравнение – относительно чего. В моем понимании, если есть положительная динамика, значит однозначно решение было правильное и приносит пользу. Может быть не такую большую, как ожидалось, но это польза. Основываясь на этом, я считаю, что принятие Устава позволило улучшить общение с общественными организациями. Не все еще идеально, но присутствует положительная динамика в этом процессе. Поэтому я считаю что сам факт принятия Устава положительный.
На Ваш взгляд, в чем состоит проблема МАФов и каким образом ее можно разрешить?
Сразу хочу сказать, что вопрос МАФов («ларьков», «будок») волнует большинство одесситов. Именно эту озабоченность, эти волнения одесситы в своих наказах передали нам, депутатам, которые шли в городской совет. Просьба была одна: нужно упорядочить эти строения, ведь от них много негативных последствий: продажа алкоголя, сигарет в местах, где гуляют дети, располагаются школы и детские площадки; зачастую размещение этих МАФов на «квадратный метр» города превышает все разумные и неразумные мерки, и, как следствие, нарушает санитарные нормы и мешает безопасности движения.
Поэтому фракция Партии Регионов как только пришла в горсовет, начала заниматься этим вопросом. Но действовать надо системно. На основании нового законодательства мы разработали ряд городских законодательных регламентов, в соответствии с которыми можно упорядочить размещение этих МАФов.
На протяжении полугода нами разрабатывались проекты и проводились общественные слушания. К сожалению, оппонентами нашими выступили ряд оппозиционных партий, прежде всего партия «Родина», которая выдвигала альтернативные проекты и всячески «торпедировала» принятия тех проектов, которые мы выносили. На ситуацию влияло и отсутствие политической воли у прошлого руководства.
По истечению 6 месяцев, нам удалось всё-таки «пролоббировать» и довести проект до логичного завершения. Теперь план и задача систематизировать и сделать расстановку этих МАФов понятной и разумной. Т.е. должны быть разработаны паспорта районов, паспорта улиц, должны быть разработаны точки на каждой из этих улиц и количество мест и направлений, где могут располагаться МАФы. В результате - польза всем, и предпринимателям, которые будут находиться в условиях здоровой конкуренции, и одесситам, которые будут видеть, что нет нагромождений и вакханалии. Яркий пример - Привокзальная площадь, где уже начинается реализация принятых планов и я уверен, что в течении года нам удастся хотя бы центр города привести в порядок.
Каким образом одесситы смогут узнать количество допустимых ларьков?
Все проекты разрабатываются, становятся доступными через информационный центр городского совета, люди рассматривают, проводятся слушания, если замечаний нет, то утверждается и поехали.
Как скоро вынесут на утверждение проект Генплана и будет ли он максимально учитывать интересы одесситов?
Мы все понимаем, что Генплан Одессе нужен. Пока мы - единственный город в Украине, который на данный момент живёт без Генплана. Ведь это, по сути, - стратегия развития города, и если ее нет, то и развитие идёт медленнее. Поэтому я считаю, что Генплан нужно обязательно принимать.
Но и здесь есть ряд очень спорных и сложных вопросов. Чаще всего, это проблемы самовольного захвата территорий и строительства в промышленной зоне частных домов. Но мировой опыт также говорит, что есть интересы громады, есть интересы города. Понятно, что интересы города иногда задевают интересы отдельных граждан. Но интересы громады однозначно должны быть в приоритете. Если мы говорим об интересах 10-15 обитателей частных домов, то, всё-таки в Генплан мы должны заносить то, что выгодней всей громаде, всем жителям миллионного города. При всём уважении к людям, которые живут сейчас там, если мы фиксируем стратегическое развитие, то оно должно учитывать интересы всех граждан. Но над каждым спорным моментом нужно работать индивидуально. Но Генплан однозначно нужно принимать и я очень рассчитываю, что он будет принят до лета этого года.
В чем, на Ваш взгляд, основная проблема в вопросе продажи акций ЗАО “Пассаж”? Почему в голосовании по этому вопросу депутаты Вашей фракции не голосуют единогласно “за”?
Фракция – это живой организм и хотя мы пытаемся до момента голосования выработать единую позицию, это не всегда удается. Иногда уже непосредственно во время сессии вскрываются какие-то новые обстоятельства и депутаты принимают решения, на свое усмотрение.
Вопрос о ЗАО «Пассаж» возник именно потому, что у нескольких депутатов во время заседания сессии возникли вопросы, касательно стоимости акций, в которой «ошиблись ноликом» (смеётся). Это несколько дезориентировало депутатов, ведь мы предварительно обсудили проект и договорились о его экономических выгодах для города. Технические ошибки вызвали определённые разногласия, которые спокойно разобрали, устранили и после дополнительных консультаций проголосовали за весь проект в целом.
Как Вы считаете, оставшиеся акции ЗАО «Пассаж» целесообразно продавать?
Депутаты не могут считать себя профессионалами во всех сферах и для принятия решения мы консультируемся со специалистами. На основании тех доводов, которые они нам приводят мы вырабатываем свою позицию.
Сейчас, после консультаций с банкирами, представителями коммунальной собственности, финансовым департаментом, мы понимаем, что экономически гораздо более выгодно городу продать эти акции, повторюсь – только акции. Это не квадратные метры, не какая-то часть, которую можно отпилить или продать, или сдать в аренду, это акции предприятия. И мы на от этих акций можем только получать дивиденды. А это 50 тыс. грн. в год, если я не ошибаюсь. Согласно принятому городским советом решению, владельцы основного пакета акций могли выкупить оставшуюся часть за 32 миллиона гривен. На эти деньги можно закрыть те долги, которые наделала наша предыдущая власть. Это гораздо выгоднее, чем получаемая сейчас городом плата. Именно на позиции экономической целесообразности опирались депутаты нашей фракции при принятии решения.
На Ваш взгляд, как повлияла отставка городского головы на работу совета?
Такое решение – это, несомненно, стресс как для нас, депутатов, так и для города в целом. В первое время, Олегу Брындаку было очень сложно - трудно было разобраться с обязанностями. Но наша фракция приложила все усилия для того, чтобы помочь коллеге. Олег Брындак стал той фигурой, в которой очень нуждался наш город - он справляется со своими задачами и выполняет роль координатора усилий, который понимает ситуацию, дает импульсы и делает так, чтобы все городские подразделения работали в нужном режиме.
И мы видели, что, слава богу, в зимний период, который всегда является испытанием для города, для коммунальных служб, был достойно нами пройден. Несмотря на непрекращающиеся осадки, город работал регулярно, улицы чистились, функционировали. Вот сейчас принят новый бюджет города, который очень оптимистично оценивается специалистами. Этот бюджет поддержали практически все без исключения фракции городского совета. В данном случае, Олег Брындак, по моему мнению, идеальная фигура, которая позволяет работать слажено всем механизмам города.
Еще один вопрос касательно бюджета города. Сейчас убрали такую статью расходов как депутатский фонд, её перевели на райадминистрации. Вот вы депутат-мажоритарщик, откуда легче брать деньги – из фонда или таким образом?
Внутри фракции мы обсуждали эту ситуацию, дискутировали. Вы понимаете, что даже сама мысль о том, что депутата лишают депутатского фонда, заставляет его сердце немножко сжаться (смеётся).
Но с другой стороны, мы к этому внимательно подошли, проконсультировались со специалистами. В той схеме, которая была ранее, депутатам выделялись деньги – сто тысяч гривен. Деньги вроде бы немалые, но с другой стороны, беря во внимание нынешние цены и механизмы что нужно сделать - это огромный круг вопросов. Депутат выступал здесь и заказчиком, и подрядчиком, и «лоббистом» интересов. И результаты этого, к сожалению, плачевны.
Если подводить общие итоги: треть депутатов вообще не воспользовались своим фондом, даже заявки не подавали, решив, что это очень сложно. Ещё одна треть сделала заявки, работы были частично проведены. Но в связи с несвоевременной выплатой, закончить начатое так и не удалось. И только одна треть средств была освоена. Это неэффективно.
Сейчас рассматривается предложение вместо 12 млн. грн. на весь город, выделять 16 млн. грн. (на 25% больше) на райадминистрации. Именно РДА станут аккумуляторами сил и ресурсов для решения проблем в отдельном районе. Роль же депутатов сведется к координации с райадминистрациями.
К примеру, в Малиновском районе этот процесс уже начат. Депутатов собрали в районной администрации, предоставили свои видения, с какими проблемами обращаются к ним люди, что течёт, какие поломки. Каждому депутату предоставили возможность самому выбрать те приоритетные вещи, которые он считает нужным. Ведь одно дело нанимать подрядчика на работы на одном объекте и другое – сразу на ряд работ в районе (например, замена крыш). Тут можно сделать цену ниже и материалы правильно закупить - от этого все только в выигрыше. Исходя из этого, у меня лично есть позитивные ожидания от данного нововведения. Но окончательную оценку, несомненно, поставят этой работе одесситы. Главное, чтобы наши планы не спутал кризис неплатежей в государственном казначействе. Но это уже вопросы к правительству страны.
Каковы планы Вашей политической силы на оставшиеся 2 года работы по реализации своей предвыборной программы?
Позиция фракции Партии Регионов в Одесском городском совете однозначная - вопросы государственного устройства, Конституции, Президента могут решаться только демократическим путем через выборы.
К огромному нашему сожалению тот диалог, который начал налаживаться между оппозицией и действующей властью, сейчас перечёркнут и мы снова слышим призывы к войне до победного конца. Это подталкивает ситуацию к тому, что уже никто не может контролировать события которые происходят, в Киеве и Западных регионах. Давайте будем говорить о главном. А главное – это сохранить жизни и сохранить страну.
Просто страшно становится, что те вещи, о которых мы читали в книгах и смотрели в фильмах про гражданскую войну, про 1917 год, сейчас происходят на глазах. Мы уже видели пример того, как лозунг «Вся власть народу» был использован во время революции. К чему это привело? Террор, кровь, насилие, гражданская война на протяжении десятилетий. Мы хотим этого? Я считаю, что нет. Поэтому мы только за прекращение насилия, и любой призыв к продолжению войны – это преступление, преступление против Украины и народа. Моя позиция такова: хватит призывов к войне, на любых условиях мир - надо говорить об этом. И эти условия – разумный компромисс, который должен соблюдаться обеими сторонами конфликта.
Вы не ответили на мой вопрос, о первоочерёдных задачах вашей фракции в оставшиеся два года работы совета.
Я, отвлекся на события в стране, так как это сейчас главная тема всех обсуждений. Давайте, действительно, вернемся к городским вопросам.
Наша программа была сформирована на основании наказов горожан во время предвыборной компании. Тем более, что эти наказы мы получали во время личных встреч, глядя в глаза избирателей. Подавляющее большинство этих наказов касается обеспечения банальных бытовых проблем: дороги, лифты, крыши, наружное освещение. Также обеспечение работы социальных учреждений: больницы и поликлиники, школы и детские сады.
Исходя из этого и формируется программа действий. Во первых, это обеспечение эффективного функционирования системы ЖКХ города, а также увеличение финансирования социальных программ. Для этого необходима прозрачная система администрирования доходов и расходов города. Мне кажется, что принятый городской бюджет на 2014 год уже дал ответы на многие вопросы. Наша задача, как депутатов городского совета, эффективно взаимодействовать с исполнительной властью по реализации намеченных планов в этом году, и попытаться закрепить положительные тенденции в 2015 году. Но еще раз повторю, что очень многое будет зависеть от общеэкономической и политической ситуации в стране.