В Одесской области миллионы гривен бесконтрольно расходуются на миллионы бюджетных программ
Такой неутешительный вывод Николай Шутов, профессор, доктор экономических наук, а также эксперт-аналитик сделал после очередного заседания возглавляемой им Постоянной комиссии Областного совета по экономике, промышленности, развитию предпринимательства и регуляторной политике.
Очередное, восьмое заседание Постоянной комиссии областного совета по экономике, промышленности, развитию предпринимательства и регуляторной политике 8 апреля было посвящено, как обычно, ряду очень важных для жителей Одессы и области вопросов. Всего повестка дня Комиссии включала 8 пунктов. Я же остановлюсь на трех, на мой взгляд, наиболее показательных вопросах.
На рассмотрение был вынесен вопрос о функционировании специальных (свободных) экономических зон, территорий приоритетного развития и территорий с особыми режимами хозяйствования. Такие специальные зоны и территории создаются в различных странах для привлечения иностранных инвестиций, развития производств, в том числе инновационного типа, увеличения занятости населения. На территории Одесской области в 2000 году были созданы две специальные экономические зоны «Порто-франко» - в Одесском порту и «Рени» - в Ренийском порту.
За период с начала работы в «Порто-франко» было привлечено 5 инвестиционных проектов общей стоимостью 29,6 млн.$. Введены в действие высокотехнологический комплекс по производству и перевалке индустриальных масел, автоматизированный завод по производству радиоэлектронного оборудования, перегрузочный зерновой терминал. Всего же за время действия этой специальной зоны в экономику Одесской области было привлечено более 55 млн.$, создано 422 рабочих места. Об эффективности специального режима хозяйствования говорит тот факт, что при сумме предоставленных государством льгот в 19 млн. грн., в бюджеты всех уровней поступило 131,6 млн. грн.
В «Рени» было задействовано 6 инвестиционных проектов на общую сумму в 19,4 млн.$. На территории «Рени» были созданы или реконструированы комплексы для перегрузки углеводородных газов, каменноугольной смолы, зерна, минеральных удобрений. Всего же за время работы этой специальной экономической зоны в экономику Одесской области было привлечено почти 11,6 млн.$, создано 198 новых рабочих мест. При сумме государственных преференций в 318 тыс. грн., было получено бюджетных поступлений почти в 7 млн.грн.
Но успешное развитие «Порто-франко» и «Рени» было прервано в 2005 году, когда все существующие преференции для инвесторов специальных экономических зон и территорий были отменены. В результате ряд инвестиционных проектов был прерван, или их реализация так и не была начата. Инвесторы увидели, что имеют дело с ненадежным партнером, не умеющим соблюдать договоренности и выполнять взятые обязательства. И дело тут не только в потерянных инвестициях и поступлениях в бюджеты различных уровней, не созданных рабочих местах, но главный пострадавший - это авторитет государства – в результате крайне негативный инвестиционный климат в Украине.
В настоящее время областная государственная администрация инициирует перед Верховной Радой Украины вопросы о возобновлении работы специальных экономических зон «Порто-франко» и «Рени», о введении специального режима инвестиционной деятельности на территориях юго-западных районов Одесской области. Разумеется, Постоянная комиссия поддержала эти начинания, одновременно понимая, что усилий на местном уровне явно недостаточно для того чтобы ситуацию кардинально улучшить. Именно на органах управления государством лежит ответственность за создание условий для привлечения в экономику инвестиций.
Другой, не менее болезненной для экономики Одесской области проблемой, является развития северных районов области. Для этих территорий характерны преобладание сельского населения, отсутствие крупных производств и инфраструктурных объектов, низкий уровень инвестиций и занятости, невысокая зарплата, значительное количество пенсионеров. На 2010-2015 годы была разработана Комплексная программа обеспечения стабильного развития северных районов Одесской области на 2010-2015 годы. Подведение итогов первого года работы этой программы и рассматривала Постоянная комиссия.
Из 75,7 млн.грн. которые были предусмотрены программой на 2010 год, было выделено только только 16% или 12 млн. грн. Естественно, что большинство мероприятий не были выполнены. Но даже при таком сравнительно небольшом финансировании приоритет был отдан социальным проектам. Я же считаю, что финансирование должно быть направлено, прежде всего, лечение «болевой точки» северных районов Одесской области – неразвитости производств, отсутствия рабочих мест. На первое место нужно ставить агропроизводство и перерабатывающие мощности, поддержку малого и среднего бизнеса, особенно среди молодежи. Сегодня людям, прежде всего, нужна работа и достойная заработная плата. Именно развитие экономики создает основу для развития социальной сферы, а не наоборот. Но Комплексная программа начала реализовываться, я бы сказал, с того, чем должна завершаться – с социальной сферы.
И еще на одну проблему хочу обратить внимание. С ней Постоянная комиссия сталкивается практически каждый раз, когда рассматривает итоги выполнения бюджетных программ: это - отсутствие механизмов их реализации. Я постоянно задаю один тот же вопрос: как деньги, предусмотренные программами, попадают исполнителям: по каким критериям, в каких суммах и с какой отдачей? Ответа не получаю. Вот и выходит, что на бумаге все гладко: есть программы по самым актуальным экономическим проблемам, но вот за результативность потраченных средств никто ответственности не несет. Более того, отчитываются по программам сами исполнители и никакого независимого аудита по израсходованным миллионам гривен не проводится. Вот и получается, что расходуются деньги на развитие животноводства, производства зерна, развитие северных районов области и по другим направлениям, а результаты в виде наполнения рынка отечественной качественной продукцией, удешевления производства, стабильности цен на потребительском рынке практически отсутствуют. Значит, деньги тратятся впустую, по крайней мере, с точки зрения интересов миллионов жителей Одесской области.
Серьезное замечание, на мой взгляд, нужно сделать в связи с повальным увлечением госадминистрациями программами. Они создаются по любому поводу, зачастую оставаясь на бумаге, потому что отсутствует их финансирование. Либо деньги выделяются, но, как видно в случае с Комплексной программой обеспечения стабильного развития северных районов Одесской области, в значительно меньшем размере, чем требуется. И что, наверное, самое главное, областные бюджетные программы, по сути, программами не являются. Это - лишь перечень мер и объемы их финансирования. Не собираясь учить экономической грамоте, подчеркну лишь, что программа - это не просто набор мероприятий и финансирование, это перечень взаимосвязанных мер, направленных на реализацию цели. И если эти меры не реализуются, либо осуществляются частично в меру финансирования, то нарушается вся стройность программы, теряется её временная привязанность и целевая направленность. В случае если программа годами не финансируется либо недофинансируется, то такую программу нужно либо отменить, либо привести в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами. И, конечно же, отчет о выполнении бюджетных программ должен сопровождаться их независимым аудитом, заключениями экспертов.
И еще один вопрос, который стоял в повестке дня, Постоянная комиссия только попыталась рассмотреть: это эффективность использования имущества совместной собственности территориальных общин области, которое находится в непосредственном управлении областного совета. Проще говоря, речь шла о состоянии арендных отношений по объектам, которые находятся в управлении областного совета. Комиссию интересовали поступление бюджет арендной платы, соблюдение арендаторами условий договоров, проблемные вопросы. Соответствующий запрос был направлен в Управление областного совета по имущественным отношениям. Справку предлагалось представить до 29 марта. Но ответ был получен только 7 апреля, очень короткий и сердитый в том смысле, что это не вопрос Постоянной комиссии областного совета по экономике, промышленности, развитию предпринимательства и регуляторной политике, а это прерогатива профильной Постоянной комиссия по вопросам управления имуществом совместной собственности территориальных общин области. Причем подписал этот ответ зам.начальника управления, он же депутат областного совета и член данной профильной комиссии. Оказывается арендные отношения, по мнению чиновника, уже не относятся к сфере экономики и развития предпринимательства. Во-первых, это грубое нарушение действующего законодательства, регламентирующего статус постоянных комиссий и отдельных депутатов. Во-вторых, таким образом чиновники облгосадминистрации пытаются создать сферы, закрытые от общественного контроля. Беспардонная ретивость, с какой чиновник пытается скрыть информацию об аренде, вызывает большие сомнения в том: всё ли ладно в данном вопросе.
Как тут не вспомнить замечательное высказывание Президента Украины Виктора Федоровича Януковича из его ежегодного послания к депутатам Верховной Рады: «Бюрократизированная государственная машина, которая выживала при любой власти, по инерции пытается сохранять свои привычные механизмы управления, свои административные возможности и коррупционные схемы теневого заработка». И реальность является лучшим подтверждением этих слов Президента страны.
|