Результаты мониторинга выполнения предвыборных обещаний в Раздельнянском городском совете: апрель 2006 - сентябрь 2010
1.Программы политических сил, вошедших в состав Раздельнянского городского совета, содержали большое количество невыполнимых обещаний. Из 152 предвыборных обещаний политиков 86 были заведомо невыполнимы, т.е. 56,6%. Причем в некоторых сферах их количество существенно превышало количество тех, которые можно было реализовать – социальная политика (18 невыполнимых обещаний против 11 выполнимых), здравоохранение (4 против 3), структурные изменения экономики (21 против 10). В сфере же политики невыполнимых обещаний вообще в 5 раз больше, чем выполнимых (20 невыполнимых обещаний против всего 4-х выполнимых). Причем только в сфере экологии не было невыполнимых обещаний.
В то же время, многие выполнимые обещания носили общий и неконкретный характер, и не были полностью осуществимы. Например, «справедливые и выполнимые социальные программы, которые предусматривают реальную социальную защиту всех категорий населения» из-за неясности критериев. Многие обещания касались развития отрасли в целом без разъяснения что конкретно планирует реализовать партия. При этом, в своих отчетах депутаты информировали, преимущественно, об очень локальных, точечных шагах, предпринятых ними в той или иной сфере, в основном, не привязывая эти шаги к тем или иным тезисам предвыборных программ. Это обстоятельство значительно затрудняло анализ ситуации с выполнением предвыборных обещаний.
В целом, такое обилие невыполнимых обещаний, причем в большинстве сфер, свидетельствует о том, что программы политических сил содержали достаточно много популистских обещаний, которые выполнены быть не могли. Большинство обещаний касались полномочий уровня районного совета, областного совета и Верховной Рады. То, что почти половина обещаний носила такой характер, говорит о том, что партии, во многих случаях, не имели специальной городской предвыборной программы, а использовали при написании программу районной, областной или всеукраинской парторганизации.
Что же касается характеристики отдельных партийных документов, то следует отметить, что программы Блока Юлии Тимошенко, Партии регионов, а также Народного блока Литвина содержали почти в два раза больше невыполнимых обещаний, чем у большинства партий. При этом самая реалистичная программа была у «Народной Оппозиции», в которой всего три невыполнимых обещания.
2.В отчетный период Раздельнянский городской совет пятого созыва провел 52 сессии, на которых было утверждено в общей сложности 989 решений.
При этом, как показал анализ упомянутых документов, только 10% из них соответствуют программным обещаниям политических сил, входящих в состав совета.
Одна из причин столь низкого показателя, по мнению КИУ, - наличие огромного количества решений в сфере земельных отношений и разрешительных документов.
3.К сожалению, выполнение программ всех партий, вошедших в городской совет, фактически, провалено. Наибольшую активность партии и блоки проявляли в выполнении обещаний, реализация которых и так – прямая обязанность городского совета.
В течение всего периода ситуация с выполнением обещаний практически неменялась, поэтому общая динамика оставалась стабильной – неактивной.
В основном, реализовывались те направления, по которым работа велась и ранее. Существенного прогресса при этом в выполнении предвыборных программ не было.
Если анализировать результаты выполнения предвыборных программ с учетом только выполнимых обещаний и коэффициента содержательности программ, то наиболее высокие показатели у Партии регионов (0,83), БЮТ (0,78) и Народной оппозиции (0,76). Если же принимать во внимание только непосредственное выполнение предвыборных обещаний без коэффициента содержательности, но с учетом невыполнимых обещаний, то наиболее активно выполнялись предвыборные программы Народной оппозиции (1,06), Партии регионов (0,68) и Социалистической партии Украины (0,66).
Анализ выполнения предвыборных программ городских организаций блока «Не ТАК!», НСНУ и ПППУ вообще не проводился, поскольку данные партийные структуры Раздельной даже не смогли предоставить КИУ свои предвыборные программы, что уже негативно характеризует ситуацию с их выполнением у этих политических сил.
4.Негативно на выполнение предвыборных программ повлиял экономический кризис, а также «трения» между отдельными депутатами и руководством совета, однако открытого противостояния не наблюдалось. При этом среди негативных факторов следует назвать отсутствие общественных обсуждений по наиболее важным вопросам и поименногоголосования.
В тоже время, еще в 2009 года КИУ обращал внимание политических сил на то, что в их предвыборных программах содержится ряд обещаний, выполнение которых не требует какого либо финансирования, а потому вполне возможно и в условиях экономического кризиса. А именно:
Создание молодежных клубов (компьютерных центров, развлекательных центров молодежи и т.п.) (СПУ)
Добиться открытия в школах и дошкольных учреждениях города по желанию родителей групп и классов с русским языком преподавания («Народная Оппозиция»)
Обеспечим прозрачность в деятельности органов власти (БЮТ)
Отчетность депутатов (БЮТ)
Постоянный, честный и открытый диалог местной власти и общественности (ПР)
Однако, по результатам анализа выполнения предвыборных обещаний в 2010 году, мы пришли к выводу, что никакого прогресса в выполнении этих обещаний не произошло, а значит основной причиной невыполнения предвыборных программ является не финансовый кризис, а отсутствие системной и целенаправленной работы политических сил в этом направлении.
5.В целом, активнее всего выполнялись обещания в транспортной сфере, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства, водоснабжения и топливно-энергетического комплекса. Хуже всего обстоит дело в сфере экологии, здравоохранения, а также строительства и земельных отношений. При этом меньше всего внимания в программах политических сил было уделено экологии, экономике, транспорту и дорожному хозяйству, а также здравоохранению и политике. Таким образом, наибольшая активность по выполнению предвыборных обещаний наблюдалась, в основном, в сферах, которые вытекают из прямых полномочий городского совета. Кроме того, относительно высокие показатели по выполнению обещаний в транспортной сфере нивелируется большим количеством невыполнимых обещаний и мизерным количеством выполнимых.
6.Негативным выводом отчета является тот факт, что во многих сферах есть обещания (в том числе носящие стратегический характер), работа по реализации которых не была начата вовсе или провалена. Таких обещаний 21 из 152. Наибольшее их количество приходится на сферу социальной политики, строительства и земельных отношений, а также в сфере структурных преобразований экономики, здравоохранении и образовании.
Что же касается работы партий, то больше всего проваленных обещаний у НБЛ и СПУ (по шесть проваленных обещаний), на втором месте – «Народная Оппозиция» (четыре обещания).
Так и не была начата работа по таким обещаниям как:
Построить распределительные водопроводные сети в городе Раздельная (НБЛ)
Защита природы, улучшение экологической ситуации (ПР)
Построить дом правосудия в городе Раздельная (НБЛ)
Молодым семьям строительство жилья, для получения жилья гарантируем долгосрочные беспроцентные кредиты (СПУ)
Содействовать завершению строительства Православного Духовного Центра («Народная Оппозиция»)
Реконструировать центральный парк города со строительством детской игровой площадки («Народная Оппозиция»)
Трудоустройство молодежи (КПУ, НБЛ)
Поддержка малого и среднего бизнеса (БЮТ, НБЛ, СПУ)
Привлечение производственных инвестиций («Народная Оппозиция»)
Возобновление работы предприятий города (СПУ)
Создание детских домов семейного типа («Народная Оппозиция»)
Развитие сети уже существующих социальных магазинов (СПУ)
Социальная защита молодых семей (ПР)
Улучшить материально-техническую базу заведений охраны здоровья (БЮТ)
Улучшение медицинского обслуживания малообеспеченных за счет бюджета (НБЛ)
Обеспечить качественную медицинскую помощь (КПУ)
Создание молодежных клубов (компьютерных центров, развлекательных центров молодежи и т.п.) (СПУ)
Организация подвоза учеников к школе (НБЛ)
Приближение к городу высших и средних учебных заведений, работающих на государственной основе и создание учебных центров (СПУ)
Отчетность депутатов (БЮТ)
Постоянный, честный и открытый диалог местной власти и общественности (ПР).
7.Раздельнянский городской совет подходил к работе несистемно – несмотря на разработанные и принятые программы социально-экономического развития, политику городской власти можно охарактеризовать как латание дыр - принимались локальные меры по устранению точек социальной напряженности, однако о стратегическом плане действий речь не шла. Следует также отметить, что программы социально-экономического развития с 2008-го по 2010-й год очень схожи, что ставит под сомнение вопрос об их выполнении.
Сферы |
Средние оценки выполнения предвыборных обещаний политических патий и блоков по сферам (от 0 до 5 баллов) |
НОп |
БЮТ |
Видрод-
ження |
КПУ |
НБЛ |
ПР |
СПУ |
ЖКХ |
2 |
2 |
- |
1,33 |
1 |
1,67 |
1,5 |
Экология |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
- |
Строительство |
0,33 |
0 |
- |
- |
0 |
- |
0 |
Экономика |
0,33 |
0,1 |
0 |
0 |
0,17 |
0,5 |
0,2 |
Транспорт |
3 |
1,5 |
- |
1,5 |
0 |
3 |
3 |
Социальная политика |
0 |
0 |
0,25 |
0 |
1 |
0,17 |
0,25 |
Здравоохранение |
- |
0 |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
Образование |
0,67 |
0,4 |
0 |
0 |
0,4 |
0 |
0,33 |
Политика |
- |
0,17 |
0 |
- |
0 |
0,1 |
0 |
Средний балл |
1,06 |
0,52 |
0,06 |
0,47 |
0,32 |
0,68 |
0,66 |
|