22-08-2011
16:48
Общественники приняли Меморандум по Уставу Одессы
Аналитическая группа разработчиков проектов Уставов Одессы (Анатолий Бойко, Михаил Баймуратов, Феликс Кобринский, Леонид Штекель, Евгений Коган, Сергей Дибров и Андрей Сидоренко) приняла совместный Меморандум о том, что существующий проект Устава Одессы - профанация самой идеи Устава, что он создан не для одесситов, а для чиновников. В Меморандуме указано, какие принципы должны быть заложены в Уставе города.
Данный Меморандум поддержан Александром Остапенко (глава фракции ФРОНТ ЗМИН в горсовете). Кроме того, этот Меморандум поддержали члены Общественного Совета при Облгосадминистрации: Марк Гордиенко, Светлана Слесаренок, Черноморский женский клуб, Владимир Максимович, Ассоциация содействия муниципальным реформам и защите прав городской громады, Казимир Зеленков, объединение предпринимателей «Фортеця», .И.Ярмийчук, Президент БФ Дорога к Дому Сергей Костин , В. Сиротин, Владимир Пуклич, журналисты: Ирина Голобородько, Алексей Ярославцев, Зоя Казанжи, Виктория Колтунова.
Меморандум по проекту устава города
Мы, представители различных аналитических групп, общественных и политических сил, выражаем наше неуклонное стремление добиться создания и принятие в Одессе такого городского Устава, который позволит членам территориальной громады иметь реальные права в управлении городом.
Мы считаем, что Устав, не обеспечивающий одесситам реальные права на прямую демократию, Одессе не нужен. На наш взгляд, Устав должен быть механизмом прямого участия горожан в управлении городом. Именно в Уставе должна быть заложена передача части ответственности за управление городом от представительных органов власти – непосредственно территориальной громаде путем использование конституционных принципов прямой демократии.
Основным недостатком проекта Устава, представленного рабочей группой под руководством г-на Брындака, является то, что практически все нормы, закрепляющие права членов территориальной громады, зафиксированы на уровне материальных норм и не обеспечены нормами процессуальными, что делает эти права нереализуемыми и фактически декларативными, фиктивными.
Учитывая особую важность должности городского головы в организации и реализации местного самоуправления, прав и свобод членов территориальной громады, а также фактическое отсутствие в законодательстве Украины о местном самоуправлении четко прописанных прав и обязанностей этого высшего должностного лица в рамках городско самоуправления, в Уставе в обязательном порядке должны содержаться его права и обязанности (полномочия), которые разработаны методом систематического толкования полномочий городского совета и исполнительного комитета городского совета. К таковым должны быть отнесены:
- определение правового статуса городского головы;
- права городского головы по представлению интересов территориальной громады перед всеми субъектами и а всех уровнях публичной власти и гражданского общества;
- задачи, функции и обязанности городского головы;
- основные аспекты взаимодействия городского головы с городским советом; его исполнительным комитетом; с депутатскими фракциями в городском совете;
- порядок отмены городским головой решений, принятых городским советом и его исполнительным комитетом;
- порядок проведения ежегодных отчетов городского головы перед территориальной громадой и встреч с ее членами.
На наш взгляд будущий Устав должен включать в себя в обязательном порядке следующие составляющие:
1. Депутаты горсовета и мэр обязаны публично признать, что любой референдум, для проведения которого инициативная группа по его проведении, собрала требуемое количество подписей (10 процентов от числа избирателей в городе) – должен быть проведен вне зависимости от того, одобряют ли депутаты его проведения – ибо это воля территориальной громады, а она стоит выше интересов депутатского корпуса.
2. В Одессе устанавливается порядок сбора петиций. Петиции собираются либо на уровне микрорайона (территория одного ЖЭКа) – подается в райадминистрацию, либо на уровне района (в пределах деятельности районной администрации) – подается в райадминистрацию, либо на уровне города – подается в исполком.
Петиции, которые носят принципиальный характер для решения городских проблем, как узаконенные местные инициативы вносятся на рассмотрение горсовета
В случае собрания требуемого количества подписей: на уровне микрорайона – 150 подписей, района – 500, города – 1000 подписей, петиция обязательна к рассмотрению и в пятидневный срок инициативная группа обязана получить мотивированный ответ на свою петицию.
В случае собрания требуемого количества подписей для подачи местной инициативы – 2000 подписей, местная инициатива, которая подается в горсовет, выносится в обязательном порядке в комиссии горсовета, а затем рассматривается на ближайшей сессии горсовета с участием членов инициативной группы, получающих право совещательного голоса на сессии по этому вопросу.
В случае, если инициативная группа не получит ответ на свою петицию в течение пяти дней, чиновник исполкома или райадминистрации, на которого расписана данная петиция, а также заместитель городского головы, отвечающий за данный вопрос (глава или заместитель главы райадминистрации) несут личную финансовую ответственность за бездеятельность, согласно закону Украины о государственной и муниципальной службе и Закона о доступе к публичной информации. Размеры штрафа за каждый день просрочки и отсутствия ответа на петицию граждан устанавливаются в Уставе.
3. Если члены Одесской территориальной громады подают в горсовет петицию, которая подписана не менее, чем 10000 одесситов, городской совет по вопросу, поднятому петицией может принять только три решения: либо утвердить петицию, либо отклонить ее 2\3 голосов от списочной общей численности депутатского корпуса, либо объявить консультационный референдум по вопросу, поднятому в петиции.
4. В Одессе устанавливается порядок проведения общественных слушаний. Общественные слушания проходят либо на уровне микрорайона (территория одного ЖЭКа) – итоговое решений подается в райадминистрацию, либо на локальном уровне (отдельно взятом доме, улице) – итоговое решений подается в райадминистрацию, либо на уровне района (в пределах деятельности районной администрации) – итоговое решений подается в райадминистрацию, либо на уровне города – итоговое решений подается в горсовет или исполком по выбору инициативной группы.
Общественные слушания проводятся в случае собрания требуемого количества подписей: на уровне отдельных домов или общежитий – не менее 20 процентов проживающих там семей, на уровне микрорайона – 50 подписей, района – 300, города – 1000 подписей. Итоговое решение общественных слушаний обязательна к рассмотрению и в пятидневный срок (за исключением петиции, поданной в горсовет) инициативная группа обязана получить мотивированный ответ на решение общественных слушаний. Итоговое решение общественных слушаний, которое подается в горсовет, выносится в обязательном порядке в комиссии горсовета, а затем рассматривается на ближайшей сессии горсовета с участием членов инициативной группы, получающих право совещательного голоса на сессии по этому вопросу.
В случае, если инициативная группа не получит ответ на поданные документы в течение пяти дней, чиновник исполкома или райадминистрации, на которого расписана данная петиция, а также заместитель городского головы, отвечающий за данный вопрос (глава или заместитель главы райадминитстрации) несут личную финансовую ответственность за бездеятельность, согласно закону Украины о государственной и муниципальной службе и Закона о доступе к публичной информации. Размеры штрафа за каждый день просрочки и отсутствия ответа на петицию граждан устанавливаются в Уставе.
5. В Одессе определяется порядок проведения собраний граждан (или конференции) по месту жительства
6. В Одессе определяется порядок ежегодных публичных отчетов мэра, депутатов, ведущих руководителей исполкома, начальников департаментов и управлений, глав райадминистраций.
7. В Одессе определяется порядок публичного освещения деятельности органов власти, включающий в себя обязательные публикации итогов голосования, публикация проектов решений органов власти за двадцать дней до их рассмотрения, публикации всех инициатив граждан по общественным слушаниям, местным инициативам и сборам (конференций) граждан по месту жительства. Отдельно определяется порядок присутствия членов территориальной громады на заседаниях органов власти.
8. В Одессе определяется порядок регрессии наказания для чиновников: ответственность за неправовые действия или бездействия чиновников несет не городской бюджет, а лично чиновник или лично чиновник и городской бюджет.
9. Регламент деятельности городского совета является составной частью Устава города. Регламент обязан предусмотреть пакетные назначения глав комитетов, их заместителей и секретаря Совета при обязательном учете прав оппозиционных фракций.
10. В Уставе определяется финансовая ответственность чиновника за пропуски срока ответа на запрос депутата, обращения общественной организации и гражданина.
11. В Уставе определяется порядок вынесения импичмента (недоверия) чиновнику горисполкома, работнику райадминистрации членами территориальной громады.
12. В Уставе определяется порядок избрание омбудсмена Одессы, его права и обязанности. В числе прочих обязанностей омбудсмена является организация общественных слушаний, инициированных членами территориальной громады, регистрация, учет и передача в органы власти петиций членов территориальной громады, организация сборов (конференций) граждан по месту жительства.
13. В Уставе определяется порядок проведения в Одессе консультационных опросов.
14. В Уставе определяется порядок создание, полномочия и принципы деятельности Общественного Совета Одессы, обладающего правом инициирования общественных слушаний, местных инициатив, консультационных опросов. Предложения Общественного являются обязательными для рассмотрения горсоветом и исполкомом.
Напомним, ранее представители общественности раскритиковали выносимый на рассмотрение сессии проект Устава города.
|