Вчера на сессии Одесского областного совета было объявлено о досрочном прекращении полномочий депутата Святослава Огинского, избранного от 37 одномандатного округа.
Как удалось выяснить, причиной лишения мандата Святослава Огинского послужил тот факт, что он, будучи главой Кодымской райгосадминистрации, принял своего двоюродного брата на должность начальника управления агропромышленного развития, но не сообщил об этом конфликте интересов губернатору (своему непосредственному начальнику).
Кстати, понятие конфликта интересов было введено 1 июля 2011 года (спустя почти год после местных выборов, когда мы избрали депутатов и глав органов местного самоуправления) принятым законом «О принципах предотвращения и противодействия коррупции». Этот закон определяет конфликт интересов как противоречие между личными интересами (или интересами близких лиц) и служебными обязанностями лица, которое может повлиять на объективность принимаемых решений, а также на совершение либо несовершение действий во время выполнения служебных обязанностей.
Для того, чтобы должностные лица принимали беспристрастные решения, новый закон обязывает их сообщать о возможном конфликте интересов своему руководству. А получив информацию о конфликте интересов, непосредственный начальник должен принять все необходимые меры, чтобы предотвратить конфликт интересов своего подчиненного (например, поручить выполнение служебного задания другому должностному лицу и т. д.). Таким образом, обеспечивается определенная объективность действий чиновника. Если же чиновник не сообщает о конфликте интересов своему начальству, то он считается виновным в совершении коррупционного правонарушения.
Именно это и удалось доказать в апелляционном суде гражданину, который обратил внимание на правонарушение Святослава Огинского.
«Ну и что?, - подумаете вы, - это же административное наказание, а не уголовное — значит, последствия минимальны, да и не посадят за это!» И вы были бы правы, если бы не одно маленькое «но», которое почему-то прошло мимо внимания большинства наших народных избранников.
Дело в том, что 17 мая 2012 года (спустя почти год после принятия нового закона по борьбе с коррупцией и, соответственно, спустя почти полтора года работы депутатов) был изменен один из самых главных «депутатских» законов — Закон Украины «О статусе депутатов местных советов». Нововведения распространили на депутатов требования и ограничения ранее принятого Закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», а также установили, что совершение депутатом коррупционного правонарушения, подтвержденного вступившим в силу решением суда, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий. Причем, происходит это автоматически, т.е. даже не нужно, чтобы сессия голосовала за его «отставку».
Поэтому вторым шагом неравнодушного гражданина стало обращение к Одесской областной избирательной комиссии с требованием досрочно прекратить полномочия депутата Святослава Огинского. Комиссия долгое время отказывалась это сделать и дело даже дошло до суда, но, судя по всему, суд обязал избирательную комиссию выполнить требования истца и полномочия народного избранника были досрочно прекращены.
Впрочем, конфликт интересов — не единственное основание для лишения мандата. Все тот же закон «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» содержит целый перечень действий, классифицируемых как коррупционное правонарушение. Например, будет считаться коррупционным правонарушением, если депутат не подаст до 1 апреля декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошедший год.
Таким образом, мы становимся свидетелями работы нового механизма досрочного прекращения полномочий депутатов местных советов, который однозначно окажет определенное влияние на ситуацию вокруг и внутри депкорпусов местных советов.
Позитив этой нормы заключается в том, что в условиях практической невозможности отзыва депутатов избирателями и даже «родной» партией этот механизм позволит хоть как-то обеспечивать люстрацию депутатских корпусов. Благодаря ему теперь появилась возможность очищать советы от «народных избранников», которые не придерживаются не то, что высоких демократических стандартов, но хотя бы элементарных антикоррупционных норм, определенных законом.
Конечно, возникает опасность того, что при жесткой политической борьбе этот механизм может использоваться для искусственного создания условий, при которых неудобного депутата можно было бы уличить в совершении коррупционного правонарушения и, как следствие, досрочно прекратить его полномочия. Но если депутат действительно придерживается всех требований антикоррупционного законодательства, то сделать это будет не так-то просто.
Вместе с тем, этот механизм не должен становиться единственным рычагом повышения стандартов депутатов, ведь институт отзыва нуждается в серьезной доработке. Во-первых, необходимо обеспечить возможность гарантированного Конституцией права избирателя на отзыв депутата. В конце-концов, именно избиратель в первую очередь заинтересован заменить депутата, который не выполняет свои обязанности и которого после выборов никто в глаза не видел. Во-вторых, нужно расширить перечень оснований для лишения мандата и предусмотреть эту санкцию за невыполнение народным избранником предусмотренных законом обязанностей или же за нарушение установленных ограничений. Например, забирать мандат за систематическое непроведение приемов граждан, непосещение заседаний сессий и постоянных комиссий, непроведение отчетности перед избирателями, кнопкодавство и т. д..
Существует еще одна не менее сложная и важная проблема — механизм назначения и сроки проведения выборов в округах, где по тем или иным причинам выбыли депутаты, сельские, поселковые или городские головы. Действующее законодательство предусматривает, что такие выборы назначает территориальная избирательная комиссия или Верховная Рада. Однако, на практике вопрос их назначения может затянуться на годы. Например, в Измаиле избиратели 23 округа ждут выборов своего нового представителя в горсовет уже два с половиной года!
Хочется надеяться, что избирателям 37 округа не придется столько ждать выборов своего нового представителя в Одесский областной совет, а новый механизм лишения мандатов обеспечит как надлежащий уровень, так и качество представительства интересов граждан в региональном собрании и других местных советах.