Каденция Алексея Костусева оказалась самой короткой за всю новейшую историю Одессы. Он управлял Городом ровно три года, то есть 1096 дней (2012-й был високосным).
Добиваясь мэрского поста, Костусев наобещал одесситам с три короба, не меньше. После избрания предвыборная программа исчезла с официального сайта городского головы. Но мы в интернете, здесь не только могут послать, но и кое-что припомнить. Сегодня, пожалуй, можно подвести окончательные итоги. Давайте вспомним, что божился сделать в свое время одесский градоначальник, и посмеемся вместе. Старательно удаленную с официального сайта Алексея Костусева предвыборную программу можно найти по вот этой ссылке.
Откровенное вранье начинается буквально с первых строк документа. «Я иду на выборы вместе с командой профессионалов», — заявлял городской голова. Увы, кадровый голод, неумение работать с настоящими профессионалами, отсутствие собственной команды и «скамейки запасных» стали хронической болячкой одесского мэра. В итоге ему пришлось «кормиться с чужого стола»: после ряда неудачных кадровых экспериментов немало ключевых должностей в мэрии заняли люди из команды его предшественника.
Костусев мечтал войти в историю вторым Ришелье
В этом памятном рекламном ролике Костусев показал себя неплохим актером разговорного жанра. Хороший сценарий, поставленные интонации, отрепетированные жесты, прекрасная операторская работа — все это замечательно. Но что получил город от этого потока красноречия?
Алексей Костусев не только актер, но еще и доктор экономических наук. Поэтому неудивительно, что больше всего он наобещал в экономической сфере. Основной раздел его программы — «повышение благосостояния горожан и процветание города». В частности, Алексей Алексеевич собирался «удвоить доходы одесситов к 2014 году».
Как ни странно, нашлись те, кто в это поверил, хотя мэр никак не влияет на тарифные ставки бюджетников, на величину минимальной зарплаты, на конъюнктуру рынка труда. Я, конечно, предполагаю, что некоторые отдельно взятые одесситы таки да удвоили свои доходы, возможно даже благодаря личным усилиям мэра. Но это исключения, которые лишь подтверждают правило.
Не удвоились даже зарплаты, при том что показатель это весьма относительный, поскольку на уровень доходов влияют и другие факторы, например рост цен. В декабре 2010-го среднестатистический одессит зарабатывал, согласно данным Госслужбы статистики, 2 с лишним тысячи гривен, сейчас — 3,3 тысячи. При этом за последние три года цены на отдельные товары выросли вдвое. То есть, ни о каком росте доходов говорить не приходится.
Еще одним громким обещанием кандидата Костусева было увеличение городского бюджета в два с половиной раза. Заметьте, не в два и не в три, а именно в два с половиной. По всей видимости, экономический блок программы писали не экономисты, а психологи. Никакой экономикой в этих лозунгах даже не пахнет, но зато психологи знают, что люди больше доверяют не целым, а вот таким дробно-потолочным цифрам.
Увы и ах, но за первые три года правления мэра все произошло с точностью до наоборот: казна города худела, и сейчас власти с трудом финансируют даже защищенные статьи (зарплаты бюджетникам и т.п.). А уж так называемое развитие — реконструкция дорог, капремонты садиков и школ, строительство новых объектов социальной инфраструктуры — было бы невозможным, не подбрасывай Одессе деньжат государство.
Большим пшиком оказалось еще одно обещание: «Каждая заработанная городом гривня пойдет в казну». Как бы не так: городские деньги (например, за размещение внешней рекламы или согласование МАФов) направлялись не в бюджет, а в кассу коммунальных предприятий, которые расходовали их без соблюдения бюджетной процедуры.
«Восстановить промышленный потенциал города… Мы поддержим предприятия, осуществляющие инновационные проекты… Обеспечить создание новых рабочих мест с достойной зарплатой. Мы вернем в Одессу инвесторов, поддержим предпринимателей».
Слова о том, что в после избрания Костусева в городе начнется золотой век, рекой польются бюджетные субвенции, иностранные инвестиции и прочие дотации, стали «фишкой» его кампании. Перед выборами он важно надувал щеки, но увы — дальше этого дело не пошло. Что касается промышленного потенциала, то если он и усилился, то отнюдь не благодаря поддержке городского головы.
«Освободить бизнес от бюрократического рэкета… Искоренить коррупцию в городских учреждениях…»
Первые скандалы, связанные со взяточничеством, начались в мэрии буквально сразу после прихода к власти новой команды и продолжались до самого последнего времени. Вряд ли будет сильным преувеличением сказать, что перевозка задержанных муниципальных чиновников в суды и СИЗО стали причинами постоянных пробок на Черноморской дороге. Вот только не команда мэра боролась со взятками. Увы, скорее наоборот.
«Прекратить безудержный рост цен на продукты питания. Мы наведем порядок на рынках, прекратим поборы с предпринимателей».
Помнится, когда-то на оккупированных территориях нацисты тоже занимались наведением «нового порядка». Конечно, в 2010-2013 годах предпринимателей одесских рынков не расстреливали, не заключали в концлагеря и не угоняли в Германию, но костусевский «порядок» надолго запомнится скандалами вокруг уничтожения рынка «Остров», смены собственников на «Яме» и «Привоза». Процесс выведения последнего из коммунальной собственности был, напомним, завершен именно во время правления народного хозяйственника.
«Развивать Одессу как город-курорт. Приток туристов и отдыхающих увеличит доходы одесситов, пополнит бюджет города».
И снова — все произошло с точностью до наоборот. В октябре 2013 года ближайший соратник и заместитель мэра Николай Ильченко пожаловался, что количество туристов, посетивших город, оказалось значительно меньше ожидаемого. Он назвал причины: ураган 1 июня (мэрия до конца лета не могла организовать расчистку упавших деревьев), клятых москалів, которые не хотят ездить в Одессу (смотреть на полуразрушенные исторические здания) и батьку Лукашенко, которые не обеспечил белорусов достойной зарплатой (из-за чего они не могут заплатить за услуги на платных одесских пляжах).
«Принять Генеральный план развития города, учитывающий интересы всех одесситов. Его проект будет вынесен на широкое обсуждение».
Незадолго до выборов кандидат Костусев назвал генплан, разработанный подчиненными своего предшественника Гурвица, «ерундой» и пообещал разработать новый. Но обещать — не мешки ворочать. Когда прижало начальство, мэр Костусев вытащил эту ерунду из нафталина и включил в повестку дня сессии горсовета. После всенародного возмущения и под давлением массовых протестов ерунда таки была вынесена на общественное обсуждение. В итоге было внесено более пятидесяти поправок. Утверждение Генплана так и не произошло — похоже, его в очередной раз положили в долгий ящик.
«Создать «городскую Конституцию» — Устав Одессы. Важнейшие решения будут приниматься с учетом мнения всех одесситов».
Наконец! Наконец можно сказать: «Обещал — выполнил». Устав у города есть и даже один раз за два года сработал: состоялись инициативные слушания по тому самому Генплану.
«Обеспечить свободное использование русского языка во всех сферах городской жизни наряду с украинским. Каждый имеет право использовать родной язык».
Положение о том, что официальными языками мэрии являются украинский и русский, присутствует в регламенте Одесского городского совета испокон веков. Оно действовало и при Боделане, и при Гурвице, и при Костусеве. Конечно, новому мэру здорово подсобил парламент, который принял памятный закон Кивалова-Колесниченко. Одесса стала первым городом, который утвердил русский язык в качестве регионального, хотя эта процедура законом не предусмотрена. Сильно ли это покращило жизнь одесситов — решайте сами.
«Коренным образом реформировать жилищно-коммунальное хозяйство. Тарифы на услуги ЖКХ будут экономически обоснованными».
Алексей Костусев, будучи кандидатом, резко критиковал предыдущее городское начальство именно за необоснованные тарифы ЖКХ. Используя свои возможности как народного депутата и бывшего главы АМКУ он даже инициировал судебный процесс по их отмене и пообещал: мол, стану мэром, сходу отменю несправедливые тарифы, не дожидаясь решения суда.
Естественно, это обещание тоже осталось пшиком. Более того, спустя несколько лет, когда награда нашла героя и инициированный Костусевым суд постановил отменить тарифы, он обжаловал судебный вердикт. Итого — по сей день люди платят по несправедливым и экономически необоснованным тарифам эпохи Гурвица.
«Повысить качество жилищно-коммунальных услуг за счет создания здоровой конкуренции на рынках ЖКХ. Если ЖЭК бесполезен, его следует упразднить».
Здоровая конкуренция так и не пришла на рынок жилищно-коммунальных услуг. Все «старые» ЖЭКи продолжают работать, видимо в силу своей эффективности, а новые организации на рынок как-то не приходят. Хорошая инициатива с введением актов сдачи-приемки работ для каждого дома осталась на бумаге. Единственное, что запомнили одесситы — это громкие скандалы, связанные с назначением начальников тех самых «бесполезных ЖЭКов»…
«Реконструировать систему теплоснабжения города на основе современных технологий. Во всех одесских домах будет тепло».
Три года прошло… Октябрь 2013-го уж наступил. И даже ноябрь. Отопление вроде как включено. Но оказалось, что Одесса — на последнем месте в стране по срокам подачи тепла в дома и квартиры. А уж «реконструкция на основе современных технологий» по-прежнему остается обещанием. Ни конкретных проектов, ни денег для их реализации у города нет.
«Создать в Одессе аэропорт европейского уровня. Южная Пальмира станет не только морскими, но и воздушными воротами страны».
Эпопея с дарением аэропорта наверняка войдет в историю города, причем в раздел «Одесса криминальная». Но как бы то ни было, реконструкция аэропорта идет. Правда, воздушными воротами страны Одесса от этого не станет. Как оказалось, взлетно-посадочная полоса после реконструкции за государственный счет все равно не сможет принимать современные широкофюзеляжные авиалайнеры .
«Наладить в городе современную транспортную инфраструктуру. Одесситы смогут быстро и с комфортом добраться в любой конец города… Пустить скоростной трамвай на поселок Котовского. Люди не должны два часа добираться до центра города».
Будем объективны: передвигаться по городу стало проще. Но не благодаря трамваю, а в результате оптимизации транспортных потоков силами КП «СМЭП» под руководством Вадима Черного. Что касается скоростного трамвая, этот проект похоронили из-за отсутствия денег, а потом вычеркнули из проекта реконструкции Пересыпи — по многочисленным просьбам одесситов, да.
«Прекратить разбазаривание прибрежных земель, парков и скверов. Одесситы получат свободный доступ на пляжи и в зеленые зоны».
Самым громким земельным скандалом последних лет стали пресловутые 46 соток на Ланжероне. Злые языки говорят, что за всеми гражданами, которых мэрия облагодетельствовала дачными участками на берегу моря, стоял лично городской голова.
Дальнейшее правление мэра ознаменовалось перманентной позиционной борьбой с компанией «Викойл», которая претендовала и претендует на огромный кусок прибрежных склонов. Вместо того, чтобы решить эту проблему по-человечески (например, провести через горсовет решение об отказе в землеотводе), Костусев решил поиграться в Дон Кихота и Робин Гуда одновременно. Он начал демонстративно игнорировать вступившее в силу решение суда и хвастаться штрафами, которые накладывала на него исполнительная служба. Не исключено, что это уже аукнулось бывшему мэру самым неожиданным образом.
Что касается доступа на пляжи, то можно констатировать: при Костусеве одесситы потеряли их окончательно. Термин «пляжные бунты» наверняка войдет в лексикон города надолго.
«Возродить исторический центр Одессы. Наша архитектура опять будет радовать глаз».
Трудно сказать, что будет радовать глаз одессита по итогам трехлетнего правления Костусева. Разве что надстройка на доме Потоцкого, которую городская власть сначала никак не могла заметить, а потом не сумела разобраться с американским «инвестором реконструкции» здания. Также радуют глаз закрытые тканью руины дома Руссова, разрушающийся дом Либмана и стеклянно-бетонные монстры, которые растут в самом центре, навсегда перечеркивая мифические шансы на его попадание в «список ЮНЕСКО».
Да, в Одессе перманентно ремонтируют фасады — за счет центрального бюджета и благодаря стараниям Руслана Тарпана, который сумел завернуть этот финансовый поток в сторону Одессы. Вот только по ряду причин корпорация «Инкор» до сих пор не завершила даже первую очередь амбициозной программы, утвержденной еще при прежнем мэре. В этом году реставрация фасадов была остановлена, а Тарпан на всякий случай покинул страну.
«Обеспечить адресную помощь каждому нуждающемуся в ней одесситу. Никто в Одессе не должен жить за чертой бедности»…
Своим распоряжением Алексей Костусев назначил муниципальные доплаты медикам — работникам противотуберкулезных учреждений, центра СПИД, домов ребенка, педиатрам, неонатологам, бухгалтерам и одиноким врачам-пенсионерам — всего примерно двум тысячам человек. Доплата составляет 100 (сто) гривен в месяц. Безусловно, это на сто гривен лучше, чем ничего, но вряд ли такая доплата кардинально улучшит материальное положение врачей-бюджетников.
Кроме того, действует специальная надбавка для победителей конкурса «Лучший работник здравоохранения». В 2013 году эту доплату в размере половины оклада получает 9 (девять) медработников.
Впрочем, все это нельзя назвать достижением лично Костусева, поскольку надбавки врачам выплачивали и при Гурвице.
«Победить коррупцию в сфере образования. Школы и детские сады будут содержаться за счет городского бюджета».
Обещать, что коммунальные учреждения будут содержаться за счет бюджета — это все равно, что обещать зимой снег, а летом теплое море. Может, кандидат хотел сказать, что в школах прекратится практика добровольно-принудительного собирания родительских денег? Увы, вряд ли сейчас кто-то рискнет заявить, что это произошло.
Последние три года ознаменовались громкими скандалами в связи с выявленными в школах злоупотреблениями. Что характерно, руководители школ, ставшие фигурантами этих скандалов, продолжают работать — в том числе и потому, что являются родственниками чиновников из мэрской команды.
«Обеспечить каждому одесситу качественное и доступное медицинское обслуживание. У медиков будут достойные зарплаты, а у одесситов — медицина европейского уровня».
Наиболее ярким показателем того, как реализуется данное обещание, является сам мэр. Когда его особо допекало здоровье и партийное начальство, он традиционно лечил свой отек Квинке не в подчиненных городу коммунальных учреждениях, а в частной клинике «Инто-Сана». Не знаю, обеспечивает ли эта клиника качественное обслуживание, но «доступным каждому одесситу» назвать его нельзя при всем желании.
«Реализовать программу «Социальное и доступное жильё Одессы», дать возможность жильцам общежитий приватизировать жилье. Каждый имеет право на собственную крышу над головой… Реализовать молодежные программы «Первое рабочее место», «Здоровое поколение». Молодые люди смогут работать по специальности, будут созданы условия для их занятий спортом и творчеством… Обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социального назначения. Людям с ограниченными физическими возможностями нужно создать условия для полноценной жизни… Оперативно решать проблемы пенсионеров. Каждый пенсионер будет окружен заботой городских властей… Благоустроить Ленпоселок, Сахарный поселок, поселок Дзержинского и другие районы частной застройки. Одесса станет городом без окраин»…
Бла-бла-бла…
Психологи говорят: каждый видит в тексте только то, что хочет там найти. Трудно сказать, сколько голосов кандидату Костусеву принесли эти разглагольствования. Между тем, после избрания они не не прекратилось, что приносило уже обратный эффект.
«Разработать и осуществить программы «Детский сад» и «Счастливое детство в Одессе». Дети будут в центре внимания городской власти».
Пожалуй, единственное, что запомнилось в этой связи — когда открытие детского садика после ремонта стало событием национального масштаба. Но увы, телемост с Президентом детей особо не осчастливил и проблему обеспечения детсадами не решил. Хотя, надо признать, садики строятся, точнее достраиваются. В этом году, например, хотят открыть парочку. Но в основном все эти работы ведутся за государственный счет и под контролем областных чиновников. Костусев тут не напортачил, но и заслуги его нет никакой.
«Запретить в городе строительство экологически вредных предприятий. Море и одесский воздух должны быть чистыми… Ликвидировать свалки в городе, построить мусороперерабатывающий завод. Одесса будет чистой».
После избрания Алексея Костусева мэром прошло три года. Теоретически оставалось еще два. Мусороперерабатывающего завода нет даже в проекте, равно как нет сомнений, что это обещание постигла бы та же участь, что и большинство остальных. А море и воздух должны быть чистыми, никто не спорит. Вот только почему-то наш курортный город держится в тройке самых загрязненных городов страны и покидать этот «пьедестал» не собирается.
«Благоустроить парки и скверы, увеличить площадь зеленых насаждений. Город должен оставаться зеленым».
По площади зеленых насаждений в пересчете на одного жителя Одесса в разы уступает другим украинским городам-миллионникам. Без преувеличения, сегодня каждое дерево, каждый куст, каждый квадратный метр парка или сквера — не вес золота.
Попытки уничтожения зеленых зон вызывают резкую негативную реакцию одесситов. Вырубка деревьев на Генуэзской объединила противоборствующие политические силы в движение «Генеральный протест». Алексей Костусев пытался оседлать эту волну недовольства и даже инициировал решение горсовета, которое запрещает сотрудникам мэрии и коммунальных предприятий любые действия, которые могут привести к сокращению зеленых зон. Но увы: подчиненные мэра имели этот запрет глубоко в виду, что приводило к еще большему недовольству и в очередной раз выставляло Алексея Костусева на посмешище. Последние скандалы с «санитарной» обрезкой на Французском бульваре и приморских склонах — яркий тому пример.
«Мой девиз – помогать и защищать! Вместе мы возродим Одессу, подарим детям и внукам прекрасный город, без нищеты и коррупции. Только объединив людей, их идеи, можно добиться успеха. И вместе с вами мы его добьемся! Новая власть принесет Одессе достаток и процветание!»…
Итоги подведем.
В чем Алексей Костусев добился несомненого успеха — это в создании собственного виртуального мира, населенного благодарными френдами, восторженными комментаторами и верными фолловерами. Обитая в этом мире, он наверняка чувствовал себя замечательно: любое его действие вызывало массовый одобрямс, а любое сказанное слово немедленно отзывалось многократным эхом репостов, лайков и ретвитов. Но увы: когда над городским головой нависли не виртуальные, а реальные тучи, ни один лайк не вышел на площадь, чтобы защитить своего френда. Это интернет, здесь могут не только послать, но и просто забыть.
Был ли Костусев хорошим мэром? Все познается в сравнении, и дать объективный ответ на этот вопрос мы сможем, наверное, лет через двадцать. Если, конечно, к тому времени не забудем, что такой мэр был.
Алексей Алексеевич мечтал стать «вторым Ришелье». Увы, он войдет в историю города в лучшем случае как «второй Михаил Синица», то есть — один из многих. И вспоминать о нем будут, дай Бог, чтобы просто с улыбкой. Впрочем, Синица хотя бы Тещин мост построил.
В одном можно быть уверенным: вряд ли когда-нибудь какой-нибудь теплоход назовут именем Алексея Костусева.
Автор — Сергей Дибров
Источник - «Думская.net».
С более детальным выполнением предвыборной программы Алексея Костусева можно ознакомиться здесь.