Во второй части интервью Александр Остапенко поделился с корреспондентом «ИзбирКома» с позицией фракции "Фронт Змин" по проблемам МАФов, Пассажа, влиянии отставки городского головы на работу совета и др.
С первой частью интервью можно ознакомиться здесь.
ИзбирКом: В чем состоит проблема МАФов и каким образом ее можно разрешить?
Александр Остапенко: Это такая болесная тема. Ее можно было решить. Кстати, я вносил поправки в проекты решения об узаконивание МАФов, о принципах этого узаконивания: они касались прежде всего одного блока — участия людей. Я много общаюсь с людьми и с Киевского района, и с Суворовского района, и люди все время говорят о “наливайках”, которые существует в их дворах. И это место повышенной криминогенной ситуации в конкретном одесском дворе. Я предлагал простой механизм: пускай собственники МАФов, которые устанавливают будки в квартальных застройках одесских домов, берут разрешение у хотя бы 10% жителей близлежащих домов, и говорят честно людям, что они будут торговать алкоголем, сигаретами или детскими игрушками, или пирожками. Тогда будет понятно, чем этот МАФ будет заниматься. Если люди будут согласны, то они и будут нести определенную ответственность. Мало того, они могут в любой момент повлиять на работу этого МАФа, потому что у них есть такая возможность. И эту возможность я хотел предусмотреть, но это не нашло отражение у депутатского корпуса, прежде всего фракции Партии регионов, и эта поправка к решению не прошла.
Я хочу сказать сразу, что все альтернативы документов по МАФам прежде всего не были нацелены на реализацию интересов граждан с точки зрения малых архитектурных форм и регламентации их размещения, а больше на то, кто и как будет контролировать те денежные потоки, которые существуют в этом направлении. В этом как раз есть и беспринципность некоторых концепций, которые подавались.
А то, что эту работу надо регламентировать и малые архитектурные формы должны не уродовать город, а украшать его, с одной стороны. С другой стороны, они должны давать возможность многим одесситам вести какой-то свой малый бизнес. Но для этого должны быть честные правила и эти честные правила должны устраивать всех: и тех людей, которые занимаются бизнесом, и тех людей, которые живут рядом, и городские власти.
ИзбирКом: В чем, на Ваш взгляд, основная проблема в вопросе продажи акций ЗАО “Пассаж”? Почему в голосовании по этому вопросу депутаты фракции ПР (Вашей фракции) не голосуют единогласно “за”?
А. О.: Начну со второй части вопроса. Почему единогласно “за” не голосуют? Потому что в Одессе есть конкуренция финансовых элит. И здесь скорее не принципиальная позиция конкретных людей в отношении интересов города и одесситов, скорее это заинтересованная сторона в борьбе финансово-экономических элит. Хотя, мне трудно сказать. Наверняка есть и принципиальные позиции в Партии регионов.
Во-вторых, “Пассаж”, как и Привоз, является символом Одессы и к продаже этих символов многие не хотят иметь отношение, потому избегают подобных голосований.
Если бы мы говорили об интересах города, то для меня бы самым приятным решением в этом плане было бы то, что, когда была создано закрытое акционерное общество “Пассаж” и распределились определенным образом акции, инвесторы, которые имели контрольный пакет акций этого ЗАО, вложили бы достаточно внушительную сумму денег в реконструкцию “Пассажа” и превращение его в действительно украшение города. Тогда бы я с этим согласился. Но они же этого не сделали, они не вложили туда, по сути, ни копейки. С 2006 года и дальше они просто эксплуатировали “Пассаж” и получали с этого прибыль, ничего не делая для того, чтобы он стал лучше. И вдруг принимается смешное решение: поскольку он и так прибыли не приносит, давайте им продадим уже все. Это разве принципиальное отстаивание интересов Одессы?!
Я бы понял, если бы мы сказали: “Ах, вы не выполняете свои обязательства в ЗАО “Пассаж”?! Значит мы начинаем процесс отчуждения этого имущества, потому что вы не выполнили существенные пункты договора, о которых мы договаривались. Мы же вам передали почти 70% этой собственности, а вы ничего не сделали, потому верните нам назад”. И тогда мы найдем другого инвестора и продадим дороже. И это нормальная была бы позиция, которая отражала бы интересы одесситов, это позволило бы наполнить бюджет, это позволило бы решить многие социальные программы даже то же развитие велосипедной инфраструктуры. Или это будет помощь пенсионерам, инвалидам, решение проблем электротранспорта, теплоснабжения. Боже, в Одессе столько проблем, что куда ни ткни, везде проблема. Но ведь такой позиции нет. Мало того, по сути дела, эти акции продают за бесценок, просто “сдают” известным, не бедным, людям в Одессе.
Почему мы не можем сделать подарки пенсионерам и инвалидам, а делаем подарки олигархам? Это позиция отстаивания интересов одесситов? Нет. Именно поэтому я предлагал поправку в решение по ЗАО “Пассаж” о том, что сначала необходимо выполнить те инвестиционные условия, а потом мы продадим акции. Пускай вложат 11 млн долларов и мы продадим остаток акции, даже по той цене, по которой хотят купить этот остаток. Это была бы честная позиция. А если нет, то нужно забрать все назад, провести конкурс и, я уверен, найдутся люди, которые захотят в центре Одессы, на Дерибасовской, иметь такой комплекс и возможно они предложат большие деньги. А не предложат больше, то, по крайней мере, можно получить те же или даже чуть меньше, но это реальные деньги, которые бы наполняли городской бюджет. Потому что много говорят о наполнении городского бюджета — вот он механизм.
ИзбирКом: Как повлияла отставка городского головы на работу совета?
А. О.: Особо никак не повлияла. Это никак не поменяло расклад сил. Да, это внесло некий хаос в ряды самой фракции Партии регионов, потому что, понятно, что каждый местный олигарх, в том числе Алексей Костусев, имел какую-то часть своих депутатов, свою команду, которая была внутри фракции, и которые его поддерживали.
Это привело к легкому перераспределению полномочий и функций, денежных потоков, которые есть в горсовете. Понятное дело, оппозиционных фракций это никак не касалось. А механизмы работы — они как были, так и остались. Мало того, я считаю, что тот расклад сил, который сегодня сложился во фракции Партии регионов является более реакционным, чем до этого. Поэтому та ситуация, которая существует сейчас, не улучшила положение одесситов и не улучшит.
ИзбирКом: Каковы планы Вашей политической силы на оставшиеся 2 года работы в реализации своей предвыборной программы?
А. О.: Мы будем делать все, что и делали до этого. К сожалению наши силы не очень равны, но я убежден, что все люди, которые сейчас есть во фракции принципиально будут отстаивать интересы одесситов. Мы будем принципиально занимать позицию, будем генерировать решения, как и делали это до этого. Это уже не столько желание как-то эффективно изменить ситуацию в городе, сколько уже просто позиция. Потому что я понимаю, что от многих решений просто отмахиваются и не принимают. Я могу простой пример привести: он касается женщин, которые проживают в общежитии “Одессельмаша” по адресу Николаевская дорога, 301. Так получилось, что я эмоционально выступил с депутатским запросом в обращении к Генеральному прокурору о поддержке этих женщин, которых просто выбросили из мест проживания, лишили имущества. С этим нужно реально разобраться, потому что это и есть права и свободы одесситов, одесских семей. Там осталось три семьи.
И решение было принято. А потом через месяц я узнаю, что Алексей Костусев за день до своей отставки (т.е. за день до того, как горсовет принял его отставку) вдруг приостановил это решение, не собрав, как положено по закону, в течение четырех дней сессии, чем грубо нарушил закон. Я уже третий раз пишу в горсовет, в прокуратуру и мне третий раз что-то типа “”Вы про насосы, а я про колеса” и делают вид, что ничего не замечают.
Я сейчас подготовил еще один проект решения и понимаю, что за него не проголосуют. Я понимаю это. И женщины, которые ко мне обращаются, тоже это понимают. Но будем жаловаться иными путями в Генеральную прокуратуру, будем как-то хотя бы пытаться отстаивать интересы одесситов.
ИзбирКом: Какие первоочередные задачи будет решать Ваша фракция в оставшиеся 2 года работы совета?
А. О.: Что касается развития самого города, я не буду говорить о защите побережья, зеленых насаждениях и т.д. Это понятное дело и тут позиция принципиальная. Но я считаю, что для Одессы надо решить некоторые базовые вещи, которые бы улучшили нашу городскую инфраструктуру. Прежде всего, у нас коллапс в тепловом хозяйстве. И я веду активные консультации со многими одесситами и инженерами по части конкретных решений, которые улучшили бы тепловое хозяйство и привлечение на этом фоне инвестиций в Одессу. Подобный проект я передавал вице-премьеру Вилкулу и надеюсь, что как-то этот процесс сдвинется. Понятно, мои возможности не очень большие, но я в этом плане буду работать.
Второе, я считаю, что надо начать реализацию вопросов Концепции велосипедной инфраструктуры и молодежных видов спорта. Буквально сейчас, пока мы с вами разговариваем, активисты велосипедного движения пишут, что готовы участвовать в этом. Будем это делать, и я считаю, что это чрезвычайно важно.
И рядом еще много других вопросов: улучшение эффективности в привлечении одесситов к управлению городом и программа создания СОНов и ОСМД. Последнее тоже очень важно, потому что ЖКХ настолько быстро деградирует, что скоро оно просто рухнет без всяких шансов. Люди платят деньги и не знают за что, какие услуги получают. Тут все надо перестраивать коренным образом. Фактически, я считаю, что система ЖКХ, которая сейчас сложилась, модернизации не подлежит. Ее надо построить заново и на новых вообще принципах. Это большая проблема для города и этим тоже надо заниматься.
ИзбирКом: А можно ли эту проблему решить на местном уровне?
А. О.: Нет, она требует серьезной правовой поддержки на уровне Верховной Рады. Я понимаю, что ситуация в стране не очень спокойная. Но есть какие-то связи с определенными народными депутатами и мы такие предложения генерируем. Я понимаю. Что этот процесс долгий, не простой и не популярен, но в любом случае этот путь придется пройти и его надо пройти.
Я понимаю, что человек, который займется реконструкцией теплохозяйства, ЖКХ, является таким себе легким политическим суицидником. Потому что эти процессы не простые и они на этапе такой модернизации будут вызывать протесты людей. Но для того, чтобы появилась хоть какая-то перспектива нормальной жизни, это надо делать.
Есть еще больная проблема, этот мой вопрос пока висит в одном из комитетов Верховной Рады — это мой проект “Одесса — морская столица”. Этот проект предусматривает превращение Одессы в центр украинского мореплавания. К сожалению. Мы утратили практически всю инфраструктуру и Одесса сейчас теряет моряков, потому что мы готовим в двух ВУЗах моряков, которые работают на другие государства и налоги платят в других государствах. И эту проблему надо решать, потому что в этом есть перспектива развития Одессы. Ни один город в Украине не расположен более выгодно, чем Одесса с точки зрения транспорта. Это наше направление развития. Даже не рекреация, не туризм, хотя это тоже важные вещи, а именно транспортная инфраструктура. Транзит, грузы, дороги — это то, что может дать Одессе второе дыхание.
ИзбирКом: “Одесса — морская столица” является одним из пунктов Вашей предвыборной кампании 2012 года как кандидата в народные депутаты. Кому вы делегировали право реализации этого пункта?
А. О.: Я через Сергея Александровича Фаермарка подавал этот проект решения в комитет Верховной Рады по промышленности, где Воропаев председатель комитета. Но проект достаточно давно там лежит. Но знаете, если есть программа, то можете ее дополнить, добавить что-то свое, переиначить как-то, но начать это процесс надо. Практически год она там находится, но пока никаких ответов.
ИзбирКом: Возвращаясь к вопросу ЖКХ. Вы сказали, что нужно переходить к СОНам и ОСМД. Этот переход подразумевает переход к рыночным правилам. А рыночные правила не любят льгот. Как вы можете заинтересовать пенсионеров в таком переходе, когда большинство из них сидит на различных льготах?
А. О.: Мы подсчитывали средства, которые получает конкретный 9-этажный дом за счет содержания дома и придомовой территории. И это немалые средства. Я понимаю, что вообще по совести надо было бы делать так: коммунальный и государственный бюджет ремонтировал дома и уже готовый отремонтированный дом передавал бы гражданам. А потом заявил бы, что этот дом уже их ответственность, они сами собирают деньги, имея свой лицевой счет, имея старшего, имея домовой комитет, сами содержат дом, придомовую территорию, сами осуществляют ремонт. Это было бы правильно.
Я понимаю, что для этого надо принять целую кучу законов, которые бы позволяли эффективно это реализовывать.
Я понимаю, что все дома у нас разные — есть “климовский квартал” и есть новострои — и это разные дома вообще с точки зрения определения. Я понимаю. Что есть такие дома, которые не смогут в один момент выйти из этого кризиса, допустим “Черемушки”. Но в любом случае этот путь надо пройти, потому что тот путь, по которому мы сейчас движемся является тупиком. Залиты дома. Подвалы залиты, крыши текут. И что-то меняется в системе ЖКХ? Нет, не меняется.
Надо дифференцировано подходить к каждому дому, надо иметь программу защиты, в том числе и пенсионеров, которые не могут вносить эти средства. Т.е. этот путь надо проходить, над ним реально надо работать, а не просто делать вид. И я готов к этой работе.
ИзбирКом: Мы знаем что в 2013 году некоторые партии оппозиционного толка объединились в одну партию “Батькивщина”. Как мы видим в Одессе этого не случилось. Если мы заглянем вперед, то каким образом вы будете идти в совет — единым фронтом или раздельно?
А. О.: У меня есть определенные виды на то, почему я на данный момент не вошел в политическую партию “Батькивщина”. У нас идет определенный диалог. Я считаю, что зайти в политическую партию, дружественную по идеологии, на правах полноправного партнера, надо выработать принципы такого объединения. Они в Одессе, к сожалению, пока не работают, потому что все, кого приглашают войти в “Батькивщину”, предлагают войти в качестве младшего партнера. Меня это не устраивает, потому что я вижу, что во многих районов у депутатов “Батькивщины” нет принципиальной позиции и, часто бывает, конкретных людей. Я вам скажу одно, что такой диалог идет и, наверняка, компромиссы будут достигнуты. Потому что люди, которые составляют команду “Фронт Змин”, которыми я руководил как руководитель секретариата, остались, они эффективны, работают и они чрезвычайно принципиальны в своих подходах. Думаю, что такие люди будут востребованы и, прежде всего, громада их оценит. Хотел бы подчеркнуть, что легитимность людей определяется не определенной должностью, а вкладом каждого в защиту интересов громады. И те люди, которые сейчас работают в Килие, Балте, Кодыме, Котовске, Ананьеве от “Фронта Змин” имеют достаточно высокий авторитет именно у громады. Я уверен, они не пропадут.