Интервью с Александром Казарновским писалось 22 февраля, но в связи с событиями, которые происходили в нашей стране мы отложили публикацию. Первую часть интервью мы уже представляли своим читателям. Сейчас предлагаем Вам продолжение.
Как скоро вынесут на утверждение проект Генплана и будет ли он максимально учитывать интересы одесситов?
Аналогичный вопрос я задавал на прошедшей сессии, когда обсуждалась Программа экономического развития города на 2014 г., в которой заложено расходование миллиона гривен на разработку плана зонирования. Я поинтересовался будем ли мы делать план зонирования отдельно от Генплана, который еще не утвержден. На что Олег Брындак мне ответил, что как только киевский институт «Гипроград» вернет доработанный проект Генплана, он будет вынесен на рассмотрение сессии. На сегодняшний день проект Генплана опять находится в Киеве, и точная дата когда он вернется в город и будет вынесен на рассмотрения сессии пока неизвестна.
При общественном обсуждении Генплана, представителями общественности было высказано огромное количество пожеланий. Часть их комиссия, созданная для обсуждения, приняла, часть - отклонила. В любом случае, в соответствии с законом, конечное слово остается за депутатами городского совета. Я думаю, что они постараются максимально учесть интересы горожан при принятии Генплана, тем более что, в 2015 г. должны состояться выборы депутатов местных советов. Если депутаты не уклонятся от принятия решений по Генплану в предвыборный год, то они должны максимально учесть все интересы горожан. Хотя возможно и такое, что уклонятся от принятия решения и отложат на год после выборов, чтобы уже после выборов принимать непопулярные решения.
Как Вы думаете, правильно, что градостроительный проект разрабатывают не в Одессе, а в Киеве?
Дело в том, что его разрабатывают там, где есть специалисты. К сожалению, Одесский «Гипроград» уничтожили, поэтому других специалистов по разработке Генпланов на сегодня в стране нет. Основная сложность в разработке проекта Генерального плана — это формулировка задания на разработку. В Одесе задание формулировалось очень давно. Впервые оно было сформулировано когда мэром был Руслан Боделан, потом оно уточнялось когда был Эдуард Гурвиц, и сейчас вновь вносились изменения и дополнения. Каждый раз вносятся какие-то корректировки в задание, потом вносятся корректировки в Генплан. На самом деле разработчикам не позавидуешь, потому что Генеральный план — это комплексный документ и изменение какой-то его части влечет за собой необходимость пересчета всех параметров. Поэтому это достаточно сложная объемная задача.
Основные претензии к Генплану были в том, что он не решает проблему точечной застройки исторической части города, а также зеленых зон. Возможно эту проблему могло решить расширение границ города?
Расширение границ города не является компетенцией городского совета, оно является компетенцией исключительно Верховной Рады. Кроме того, городу реально расширяться некуда, потому что вокруг города уже распаеванные земли, которые придется тогда выкупать. На это у города уж точно нет денег, поэтому вопрос расширения города пока не стоит.
Но зато актуален вопрос рационального освоения имеющихся городских территорий. Даже при том, что Одесса занимает наименьшую площадь из всех городов с населением свыше миллиона, существует катастрофическая нехватка зеленых насаждений. В соответствие с градостроительными нормами, которые существуют в Украине, зеленых насаждений в Одессе только треть от нужного. Это не повод опускать руки, а повод творчески подходить к решению поставленных задач.
Вопросы точечной застройка и застройка зеленых зон не были основными моментами, которые вызвали недовольство новым Генпланом. Основной протест вызвали планы по застройке территорий индивидуально-жилищного строительства. Опять-таки, Одесса - единственный город в мире с миллионным населением, в котором существует такое количество индивидуальной жилой застройки. Ни в каком другом городе такого даже близко нет. И по прежнему Генплану, который был принят в советское время, предусматривалась реконструкция районов индивидуальной жилой застройки, под многоэтажную. Сейчас этого вопроса уже нет. Поэтому городу для развития нужны, в первую очередь, реконструкция устаревшего жилого фонда в районе Молдаванки и старой части города, и освоение территории в районе так называемых «полей фильтрации». Это единственное, куда город может развиваться.
Что касается застройки зеленых зон, то это, естественно, абсолютно недопустимо, но, к сожалению, попытки продолжаются. Так, 13 февраля у нас было заседание земельной комиссии, на которой депутаты-регионалы дружно проголосовали за выделение 80 соток земли на 4-й станции Фонтана с левой стороны въезда на Ипподром, на строительство торгово-развлекательного центра. На сессии этот вопрос не поднимался, но это только вопрос времени. Безусловно, будем бороться за то, чтобы он не был проголосован на сессии. Но попытки «протащить» будут обязательно и это будет продолжаться всегда, ведь значительно «проще» раздать деньги чиновникам и получить свободный земельный участок, чем взять участок, где уже есть какие-то строения и договариваться с владельцами об их выкупе.
В чем, на Ваш взгляд, основная проблема в вопросе продажи акций ЗАО “Пассаж”? Почему в голосовании по этому вопросу депутаты Вашей фракции не голосуют единогласно “за”?
Проблема заключается в следующем: тот негодяй, который должен был быть инвестором «Пассажа» и с которым подписывался договор о создании ЗАО «Пассаж», на самом деле украл гостиницу у города. В чем был смысл: создается закрытое акционерное общество, город вносит в уставный фонд этого общества здание гостиницы, два инвестора (два конкретных, живущих в Одессе, человека) — господин Кауфман и господин Грановский — должны были внести деньги, реконструировать гостиницу и совместно с городом ее эксплуатировать, и соответственно получать от нее прибыль.
Город свою часть добросовестно выполнил: гостиница была внесена в уставной фонд и ЗАО «Пассаж» получило свидетельство о праве собственности на здание гостиницы «Пассаж». Соответственно, вся арендная плата, которая до этого поступала в городской бюджет от всех предприятий, которые арендуют помещения на первом этаже, и весь доход от гостиницы перекочевали в ЗАО «Пассаж», руководители которого были поставлены вот этими двумя инвесторами — Кауфманом и Грановским.
За десять лет в реконструкцию «Пассажа» не было вложено ни копейки. Несколько раз инвестиционные обязательства им продлевались, но вновь не выполнялись. В 2006 году они провели собрание акционеров, на которое не пустили представителей города, и приняли решение об увеличении уставного фонда. «Размыли» долю города, потом сделали опять собрание и приняли решение продать здание. И продали его своим же собственным оффшорным компаниям. В результате, у города остались ничего не стоящие акции ЗАО «Пассаж», а у них оказалась в собственности гостиница площадью 14 тыс. кв. м., которая по скромным оценкам стоит порядка 30-40 млн. долларов.
Несмотря на то, что город обращался в суд по этому вопросу, но на всех уровнях был получен отказ. А пока существует ЗАО «Пассаж», и у города есть акции, есть теоретическая возможность вернуть гостиницу в городскую собственность. Потому что не были выполнены обязательства и был нарушен устав в части о внесении дополнительных средств, которые не влияют на доли сторон в уставном фонде. Условно говоря, если им на реконструкцию понадобится 10 млн. долларов, то у города все равно останется 33 %, а у них 67 %.
Сейчас, из-за смены политической обстановки, вполне возможно обратное движение по возврату гостиницы городу. Для того чтобы сделать это невозможным, нужно только выкупить акции у города и принять решение о ликвидации ЗАО «Пассаж». После этого вернуть гостиницу городу станет невозможно. Это единственная цель, которая не была достигнута, и, собственно говоря, именно поэтому не голосует единогласно и фракция Партии регионов: потому что далеко не все в данной политической силе симпатизируют этим двум господам.
Как повлияла отставка городского головы на работу совета?
Город разницы не почувствовал. Я не видел плачущих людей, я не видел демонстраций протеста, я, на самом деле, не видел никого, кто помянул бы «не злым тихим словом». Произошли некоторые изменения по персональному составу работников органов исполнительной власти, не более того.
Каковы планы Вашей политической силы на оставшиеся 2 года работы по реализации предвыборной программы?
Мы постоянно отслеживаем наиболее болезненные для города вопросы и каждый раз по ним выступаем. Мы стараемся не допускать или, по крайне мере, доводить до сведения общественности все важные моменты в работе городского совета, которые кто-то может быть хотел бы сохранить в тайне, а мы наоборот считаем, что они должны широко освещены. В любом случае мы будем продолжать отстаивать интересы горожан всеми доступными нам способами. Несмотря на то, что на сегодняшний день у нас осталось меньше возможностей освещать свою позицию через СМИ, но мы постараемся перестроиться и компенсировать это.
Какие первоочередные задачи будет решать Ваша фракция в оставшиеся 2 года работы совета?
Мы будем целенаправленно работать с тем, чтобы пресечь попытки разбазаривания городских земель, добиться рационального использования городского бюджета, и попытаться в рамках тех ограниченных финансовых ресурсов, которыми располагает город, хоть каким-то образом улучшить жизнь людей.