03-05-2012
21:03
10 «лимонов» от Крука, и «лапша» в придачу
В одном из апрельских номеров городской общественно-политической газеты «Собеседник Измаила» в статье под заголовком «Народный бюджет»: обратная сторона медали…» ее автор, Евгения Дроздова говорила о возможности контроля хода выполнения «инициативы губернатора» под названием «Народный бюджет». Сделано это было на примере освоения средств, выделенных из государственного бюджета. В публикации был представлен ответ из исполкома, который, по сути, является формальной отпиской, говорится о кулуарно проведенном тендере по привлечению подрядчика на проведение работ, даны комментарии депутатов и руководителей строительных фирм Измаила. В продолжение данной темы хочется коснуться еще одного аспекта.
Во-первых, нам, журналистам, и без какого либо дополнительного анализа ясно, что «Народный бюджет», с которым местные представители Партии регионов, народный депутат Юрий Крук и руководители города носятся с октября прошлого года, является банальной пиар акцией. Нужна она для того, чтобы перед выборами в Верховную Раду оставаться на виду избирателей в выгодном свете. Но для того, чтобы читателям аргументировано представить ситуацию, мы и проводим определенную работу, дающую возможность наглядно увидеть все, что сопровождает этот абсурдный по сути, и сомнительный по методам реализации предвыборный проект.
Еще раз напомню, что уже четыре месяца, как отцы города с подачи Юрия Крука козыряют перед нами магической денежной суммой в 10 миллионов гривен, прописанной в государственном бюджете на 2012 год для Измаила. Это подается как результат работы проведенной с неимоверными усилиями этим народным депутатом на уровне парламента и Кабмина. Везде, на пресс-конференциях, в прессе, на встречах с жителями города и района, которые сейчас массово проводятся идеологами «Народного бюджета», утверждается, что средства выделены именно под строительство Дворца спорта на месте не достроенной школы по улице Ивана Франко. Якобы, во время проведения осенью прошлого года опроса измаильчане в абсолютном большинстве высказались за строительство данного и еще нескольких объектов. Не будем сейчас затрагивать тему, кто и как проводил анкетирование, как говорилось, 26-ти тысяч (!) человек, но люди, которые в добровольно-принудительном порядке сгонялись тогда в школы, действительно голосовали за это.
«Люди решают – власть делает!» – это девиз инициаторов «Народного бюджета». Так как в ответе за подписью и. о. городского головы Родиона Абашева, который мы представили в прошлом номере газеты, не было сведений о том, что люди решили, мы процитируем информацию, размещенную на официальном сайте города:
«30 ноября городскому голове А. В. Абрамченко и депутатскому корпусу резолюцией итогового собрания жителей Измаила поручено все пожелания и предложения включить в программу социально-экономического развития города, а спустя год отчитаться о реализации народных поручений. В планах проекта «Народный бюджет» – реконструкция двух областных детских лечебных учреждений и социально-значимых объектов в Измаиле – поликлиники по ул. Клушина, 6, детского сада «Светлячок», спортивной школы, городской больницы № 1 с приобретением реанимобиля, строительство двух скважин для обеспечения измаильчан качественной питьевой водой, ремонт внутридворовых дорог».
О том, кем формировался список «актуальных проблем» и насколько учитывались альтернативные пожелания людей, мы умолчим. Проверить это не представляется возможным. Вернемся к информации. Как видим, наказы жителей должны были быть включены в программу социально-экономического развития города. И, очевидно, это сделано. Иначе городская власть не могла бы планировать финансирование (собственными средствами или привлеченными) перечисленных объектов. Итак, пожелания людей услышаны. Готовность власти делать, пока подтверждается выделением на это определенных средств. Некоторую сумму городу выделил Одесский областной совет, и 10 миллионов гривен, как было сказано выше, для Измаила было заложено в государственном бюджете на 2012 год. Сумма приличная для того, чтобы сделать немало полезного. Однако кто-то решил, что все эти деньги будут направлены на строительство именно Дворца спорта. И судя по тому, что уже определена компания, которая займется возведением объекта, это решение необратимо.
В публикации об одной из сессий городского совета, состоявшихся в январе, мы приводили аргументы высказанные депутатом Анатолием Фуфаевым, что при сметной стоимости строительства более 50 млн. грн., в условиях, когда нет гарантий регулярности выделения средств в дальнейшем, строительство Дворца спорта может затянуться на неопределенное время. Он предлагал распределить выделенное на нужды, которые на сегодняшний день являются более важными. Но тогда председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития Елена Морозова возразила, что деньги эти целевые, должны быть использованы по назначению, а в случае, если не будут освоены в срок, их заберут обратно. Конечно же, при доминировании в горсовете депутатов от Партии регионов альтернативные мнения не поддерживаются, поэтому процесс пошел. И выходит, что он не совсем укладывается в представление о целесообразности и прозрачности.
Начался он с навязывания измаильчанам в анкете графы, среди других: «строительство Дворца спорта». Затем на собраниях, организованных не без применения админресурса, наблюдалось единогласное голосования «за». Уже в этом году общественность вводят в заблуждение по поводу предназначения выделенных денег. На сегодняшнем этапе мы стали свидетелями проведения тендерных процедур в закрытом режиме. Что будет далее? Искажение информации о ходе строительства? Отмывание денег? Некачественное выполнение работ? Недофинансирование?
Чтобы развеять миф о 10 миллионах на Дворец спорта, оказалось достаточно открыть сайт Верховной рады Украины и проанализировать Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2012 год» (№ 4282-VI), подписанный Виктором Януковичем 22 декабря 2011 года. Я поставил перед собой задачу найти в нем, а точнее в десяти его обширных приложениях, любые данные, имеющие непосредственное отношение к Измаилу. Увиденное там оказалось весьма красноречивым и показательным.
Итак, Приложение № 6 называется «Міжбюджетні трансферти (дотації вирівнювання з державного бюджету і кошти, що передаються до державного бюджету) та інші показники міжбюджетних відносин Державного бюджету України з місцевими бюджетами на 2012 рік». Для Измаила дотация выравнивания из государственного бюджета составляет 43 млн. 262,4 тыс. грн. При том, что расчетный объем доходов, который учитывается при определении межбюджетных трансфертов для нашего города равен 90 млн. 180,6 тыс. грн. То есть Измаилу выделили менее половины необходимой суммы.
В сравнение, приведу и данные по г. Белгород-Днестровский. Здесь суммы составляют, соответственно, 45 млн. 325,7 тыс. грн. и 58 млн. 284,8 тыс. грн. Как видим, власти такого же по статусу города добились того, чтобы его убыточность компенсировалась из госбюджета в размере более чем 75% от расчетного показателя.
В Приложении № 10 расписаны субвенции территориальным громадам. В графе: «Обсяги субвенції з державного бюджету місцевим бюджетам на будівництво, реконструкцію, ремонт та утримання вулиць і доріг комунальної власності у населених пунктах та нормативи її щомісячних відрахувань у 2012 році» напротив Измаила значится 2 млн. 493,6 тыс. грн. Тот же Белгород-Днестровский получил 1 млн. 873,9 тыс. грн. А, например, Одесса удостоилась 46 млн. 375 тыс. грн. Кого ущемили, выводы делайте сами.
И наконец, в едва ли не самом большом Приложении № 7 закона о бюджете, в котором отражены «Міжбюджетні трансферти (додаткові дотації та субвенції) з Державного бюджету України місцевим бюджетам на 2012 рік», находим наши заветные 10 миллионов гривен. Вот тут как раз и выясняется подвох. Никакого Дворца спорта в контексте Измаила и близко не значится. Более того, наш город здесь находится в компании огромного количества городов и районов, «причесанных под одну гребенку». Колонка, в которой указаны выделяемые им суммы, называется: «Субвенція загального фонду на: здійснення заходів щодо соціально-економічного розвитку окремих територій». Если исключить из перечня все области, областные центры, столицу и Севастополь, то кроме Измаила здесь еще 158 позиций. А по объему выделяемых нам средств мы выделяемся далеко не в большую сторону. Чего только стоит город Макеевка из Донецкой области, которому наши парламентарии щедро отвалили 115 млн. грн. Конечно, это не Енакиево, но все равно – родной для Януковича Донбасс. Кстати, среди других – 700 тыс. грн. в этом году получит и с. Першотравневое Измаильского района, которые тоже не имеют указания конкретного назначения.
Но в этом Приложении к заокну есть города, которые получили адресную субвенцию. Правда, их всего четыре. Воспроизведу информацию о них на языке оригинала:
– «Забезпечення функціонування Донецького палацу молоді «Юність» – 3 млн. 588,3 тис. грн.;
– «Відзначення 350-річчя міста Івано-Франківська» – 10 млн. грн.;
– «Проведення ремонтно-реставраційних робіт пам’яток культурної спадщини міста Глухова Сумської області» – 5 млн. грн.;
– «Ремонт автомобільної дороги по вул. Б. Хмельницького міста Світловодська Кіровоградської області» – 3 млн. грн.
И все! Других средств выделять целенаправленно не планировалось. Теперь меня никто не убедит в том, что Юрий Крук самоотверженно отстаивал в Кабмине эти 10 миллионов, доказывая, что они пойдут именно на Дворец спорта, без которого Измаилу стоять уже невмоготу. Тем более, не рискнул бы он заявить, что вы, мол, готовьте и дальше по 10 – 15 миллионов ежегодно. В лучшем случае наш «незаменимый» нардеп говорил примерно такое: «Ну, вы ж поймите, надо! Хоть немного дайте. Выборы же на носу. Кто ж меня изберет, если не будет повода отметиться?».
Ну и что мешало уже в Измаиле эти деньги распределить на нужды более актуальные? Но нет. Они решили, что им удобнее – на Дворец спорта, значит так и будет. Да еще под это дело мифический «Народный бюджет» подвели. Похоже Партии регионов и Юрию Круку выгодно организовать видимость работ при больших масштабах, обеспечить постоянное упоминание при сложности контроля реализации выделенных средств. И плевать им на то, что деньги эти действительно народные – есть возможность, значит, пусть работают на партийный имидж. Другой вопрос – сколько мы будем мириться с этим?
|