Комитет избирателей Украины – всеукраинская общественная организация, которая вот уже 14 лет осуществляет комплексный мониторинг избирательных кампаний в Украине, общественно-политических процессов и деятельности органов власти и местного самоуправления, политических партий и блоков в регионе на предмет соблюдения украинского законодательства.
С апреля 2006 года Одесская областная организация ВОО «Комитет избирателей Украины» проводит мониторинг выполнения предвыборных обещаний политическими партиями (блоками), представители которых вошли в состав Одесского областного, Одесского, Котовского, Раздельнянского, Белгород-Днестровского, Измаильского, Ренийского городских советов.
В данном отчете представлены результаты мониторинга выполнения политическими структурами своих предвыборных обещаний в Одесском областном совете за период – ноябрь 2010 г.- октябрь 2012 г., т.е. за 2 года каденции работы совета.
Мониторинг осуществлялся путем анализа документации советов (повесток дня, решений, иной документации), отчетов партийных организаций, фракций и депутатов, посещения сессий, заседаний комиссий и исполнительных комитетов, подачи информационных запросов, посещения и анкетирования соответствующих партийных ячеек, анализа публикаций СМИ, личных наблюдений представителей КИУ и на основе других открытых источников.
Методология анализа информации, собранной в результате мониторинга, и построения данного отчета следующая:
Первоначально все обещания партий были разбиты по направлениям: жилищно-коммунальное хозяйство, газификация, строительство и земельные отношения, транспорт, здравоохранение, образование, социальное обеспечение и др.
Некоторые обещания объединены в один пункт – структурные изменения в экономике (добавлены регуляторная и налоговая политика, отношения собственности и поддержка предпринимательства как взаимосвязанные направления).
Далее в каждом направлении обещания были разбиты на два основных блока: невыполнимые и выполнимые.
К невыполнимым (не путать с проваленными или не выполняющимися) нами были отнесены те обещания, которые затрагивали вопросы, выходящие за рамки компетенции данного совета, т.е. совет просто не имеет полномочий, чтобы их выполнить. А также обещания неконкретного или популистского содержания. Таким образом, к невыполнимым обещаниям нами были отнесены все обещания, которые не имеют критериев выполнения.
Далее каждое выполнимое обещание анализировалось отдельно. И по результатам анализа состояния его выполнения определялась соответствующая оценка.
Критерии оценивания следующие:
0 баллов – обещание не выполнено.
1 балл – были сделаны те или иные незначительные действия (заявления, обращения и т.д.), которые, однако, не привели ни к каким качественным изменениям состояния выполнения данного обещания.
2 балла – обещание выполнялось неактивно, т.е. в сфере того или иного обещания были предприняты какие-то конкретные шаги (принята соответствующая целевая программа и т.д.), но, в общем, степень выполнения обещания меньше 50%.
3 балла – обещание выполнялось достаточно активно, т.е. степень его выполнения составляет более 50 %, но менее 100%.
4 балла – обещание выполнено полностью или выполнялось на 100%, но в рамках общей работы совета, т.е. нет информации об активной позиции партии в продвижении выполнения этого обещания.
5 баллов – обещание выполнено полностью или выполнялось на 100%, при активном участии самой партийной организации или ее представителей.
Баллы, полученные каждой партией в каждой сфере, суммировались и делились на количество проанализированных обещаний. Таким образом, выводился средний балл выполнения выполнимых обещаний данной политической силы в каждой сфере (ЖКХ, образование и т.д. – см. таблицы и диаграммы в конце каждой сферы).
На основе этого анализа формировалось два основных итоговых показателя (таблицы):
1. Комплексная оценка выполнения выполнимых (входящих в полномочия совета) обещаний и содержательности предвыборной программы.
В результате данного исследования мы пришли к выводу, что содержательность предвыборной программы также немаловажна. К примеру, партия А обещала и работала над выполнением обещаний во всех 9 сферах, а партия Б – только в 3 сферах и т.д.
Для того чтобы учесть полноту и степень содержательности предвыборной программы (чем больше сфер жизнедеятельности громады программа затрагивает, тем она содержательнее), был принят коэффициент содержательности.
К примеру, партия А работала над выполнением обещаний во всех 9 сферах, тогда коэффициент равен единице (1/9*9=1). Партия Б работала в трех сферах, поэтому коэффициент равен 0,3 (1/9*3=0,3).
Для вычисления итоговой оценки в данном случае суммировались баллы по сферам у каждой партии и делились на количество сфер, в которых партия давала выполнимые обещания. Это позволяло получить средний балл выполнения предвыборных обещаний данной партийной организации. Далее средний балл умножался на коэффициент. Партия А получила средний балл 2, партия Б – 1,8. Итоговая оценка этих партий – 2 и 0,54 соответственно. Таким образом, эта оценка характеризует выполнение выполнимых обещаний и степень содержательности предвыборной программы данной политической силы.
2. Итоговая оценка выполнения предвыборных обещаний (с учетом невыполнимых обещаний).
В данном случае, при подсчете результатов политических сил по выполнению своих предвыборных обещаний в каждой сфере, кроме выполнимых, учитывались также невыполнимые обещания. Поскольку, как уже говорилось, мы не располагаем прямыми свидетельствами или четкими критериями выполнения этих обещаний, то вынуждены были оценить выполнение каждого невыполнимого обещания в 0 баллов.
Таким образом, баллы, полученные политической силой в каждой сфере (с учетом соответствующего количества нулей за невыполнимые), суммировались, делились на общее количество обещаний в данной сфере и выводился средний балл выполнения обещаний определенной политической силы в сфере. Далее все средние баллы по сферам данной политической силы суммировались и, в свою очередь, делились на количество сфер, в которых партия давала обещания (как выполнимые, так и невыполнимые). В результате мы получали средний балл выполнения предвыборных обещаний данной политической силой (см. итоговые таблицы и диаграммы в итоговых выводах по каждому совету).
Конечно, можно и в этом случае применить коэффициент содержательности и получить комплексную оценку выполнения всех предвыборных обещаний какой-либо политической силы и содержательности ее программы, но это задача следующего исследования нашей организации.
Комитет избирателей Украины обращал внимание политических сил на то, что если какая либо политическая сила сможет предоставить прямые свидетельства или четкие критерии выполнения какого-либо своего невыполнимого обещания, то мы перенесем такое обещание в разряд выполнимых и оценим степень его выполнения согласно объявленным критериям.
Более того, и партии, и мэры городов, охваченных мониторингом, были проинформированы о том, что результаты исследований, в силу объективных причин, могут содержать неточности, а потому Одесская областная организация КИУ подавала им письменные запросы для получения любых конструктивных замечаний и предложений по совершенствованию как методологии, так и самого исследования с целью достижения максимальной объективности материала.
Также все субъекты, охваченные мониторингом предупреждались о том, что результаты исследования будут размещены на сайтах «Твой местный депутат: Одесская область (www.dep.od.ua)» в разделе «Выполнение предвыборных программ партий и мэров», а также на сайте «ИзбирКом» (www.izbirkom.od.ua).